€ 100.49
$ 92.80
Между рутиной и неопределенностью: как войти в состояние потока

Между рутиной и неопределенностью: как войти в состояние потока

Новое исследование выявило комбинацию факторов, от которых зависит наивысшая продуктивность

Образ жизни Саморазвитие
Кадр из фильма «Черный лебедь»

Большинство из нас сталкивалось с этим состоянием в процессе творчества, например, работая над музыкальной композицией, совершенствуя удар на средней дистанции в гольфе или стремясь к следующему уровню в игре.

Это состояние «потока» или «ощущение полного погружения и вовлеченности в то, что вы делаете, теряясь в процессе», — поясняет Дэвид Мельникофф, специалист по организационному поведению из Стэнфордской высшей школы бизнеса. Другими словами, поток — это пребывание в той зоне, где отвлекающие факторы исчезают, а продуктивность возрастает.

Хотя вхождение в состояние потока может вызвать в воображении образ человека, безупречно выполняющего какие-то действия — например, звезды баскетбола Стефа Карри, совершающего многократные трехочковые броски, — это не столько совершенство, сколько состояние максимальной сосредоточенности и концентрации, когда даже очень сложная работа, кажется, выполняется сама собой.

В своем исследовании Мельникофф выяснил, как можно легко погрузиться в состояние потока для повседневных или грандиозных целей. «Стремление к цели не всегда должно быть тягостным, — считает он. — Оно может происходить без усилий или даже автоматически. Это недооцененная сторона человеческой мотивации».

В действительности, «когда вы находитесь в потоке, — объясняет Мельникофф,— цель и усилия меняются местами. Обычно, если вы стремитесь к чему-то вроде здорового питания, требуется большой самоконтроль, чтобы не сдаться. В потоке наоборот, труднее сдаться, из-за естественного импульса, который вы создаете».

Именно поэтому люди так стремятся войти в состояние потока: оно помогает им достичь значимой цели с меньшими усилиями и большей увлеченностью. Есть даже доказательства того, что этот режим деятельности улучшает наше общее самочувствие. Однако до сих пор факторы, облегчающие вхождение в состояние потока, оставались неизученными.

«Считается, что поток возникает, когда сложность задачи соответствует уровню вашего мастерства, — считает Мельникофф, — но и тогда многое остается неясным».

Основываясь на результатах последних исследований, он продолжает: «Волшебная комбинация для потока — это начать с высокой степени неопределенности, а затем постепенно снижать ее при помощи действий. Это поддерживает любопытство о том, что ждет вас в будущем».

Исключение возможных вариантов

В новом исследовании, проведенном совместно с Райаном Карлсоном из Chicago Booth и Полом Стиллманом из Государственного университета Сан-Диего, Мельникофф попытался перевести понимание потока из абстрактной плоскости в вычислительную теорию, определяющую компоненты, необходимые для создания потока. Команда спроектировала математическую модель процесса снижения неуверенности в результате и выдвинула гипотезу о взаимосвязи между неуверенностью, действием и потоком.

В основе подхода исследователей к состоянию потока лежит идея снижения неопределенности. Представим это как игру на фортепиано. Если цель — сыграть произведение без ошибок, то каждый раз, когда вы играете правильную ноту, становится все яснее, что вы можете достичь своей цели. «Каждая верная клавиша устраняет неуверенность шаг за шагом», — поясняет Мельникофф.

Однако неуверенность сильно зависит от уровня мастерства. Виртуоз, исполняющий знакомое произведение, не будет испытывать сомнений в том, что сделает это хорошо, в то время как новичок может испытывать страх перед сложным произведением. Отсутствие неопределенности в обоих сценариях означает отсутствие потока. «В обоих случаях результат предрешен — объясняет Мельникофф. — Мы считаем, что для потока нужно, чтобы человек чувствовал: «Возможно, я справлюсь с этим, а возможно, провалюсь. Давайте узнаем»».

Одним словом, исследователи предполагают, что вероятность вхождения в состояние потока наиболее высока, когда интересующая вас задача находится между чем-то рутинным и недостижимым. «Это должно быть что-то такое, что вызовет у вас любопытство по поводу того, каким будет результат», — считает Мельникофф.

Войти в поток

Чтобы проверить свои гипотезы, Мельникофф и его коллеги провели серию экспериментов, в которых участники выполняли задания с разным уровнем неопределенности. Они обнаружили, что сочетание высокой начальной неопределенности с надежными способами ее снижения с наибольшей вероятностью вызывало состояние потока.

В одном из экспериментов использовалась версия подбрасывания монеты с помощью компьютера. В одном из условий участникам сказали, что вероятность того, что монета упадет орлом или решкой равна, и они получат вознаграждение каждый раз, выпадет орел. В этом сценарии было легко вычислить, насколько неопределенным будет результат каждого подбрасывания. «Согласно нашей модели, это оптимальный вариант для потока», — поясняет Мельникофф.

Исследователи обнаружили, что состояние потока было менее вероятно, когда неопределенность была снижена заранее: например, когда орел выпадал в 90% случаев. Менее четкая взаимосвязь между эффективностью и результатом («если выпадет орел, вы получите вознаграждение в 60 % случаев») также препятствовала потоку.

В ходе многочисленных экспериментов, включая игры, подобные этой, команда убедилась, что вхождение в состояние потока зависит от двух факторов: от оптимального уровня неопределенности (то есть отсутствия предрешенных выводов) и способности предсказуемо снижать эту неопределенность в зависимости от результатов деятельности. Таким образом, речь идет о восприятии того, что что-то является сложным, но возможным, и становится более достижимым по мере того, как вы предпринимаете повторяющиеся, все более успешные усилия.

«Задача должна начинаться как открытый вопрос, который требует действий», — говорит Мельникофф. Более того, после ознакомления с несколькими типами игр, участники чаще выбирали те, в которых были характеристики, повышающие вероятность состояния потока, что говорит о связи между ним и удовольствием.

Между неопределенностью и контролем

Эти выводы могут улучшить реальные процессы и повысить вовлеченность на работе и в школе. По словам ученого, в образовательных процессах учителя, администраторы и родители должны думать о том, как лучше всего настроить учеников на состояние потока. «Если ученик считает, что низкая или высокая оценка — это решенный вопрос, то это препятствует потоку», — говорит Мельникофф. То же самое можно сказать о студенте, который чувствует безнадежность попытки сдать тест.

Он предлагает разработать процессы, которые «вносят неопределенность» в будущее, чтобы учащиеся проявляли больше любопытства к результату: «Проблемного студента можно попросить подумать о наименьшем количестве заданий, которые ему придется сдать, прежде чем он справится с работой. Или можно попросить отличника посмотреть, сколько заданий он сможет сдать подряд». Задания на скорость так же могут стимулировать поток, например, засечь время, как быстро студенты могут закончить экзамен и при этом дать правильные ответы.

Мельникофф также приводит пример из сферы здравоохранения: «Медсестры в больнице часто выгорают, здесь играет роль неуверенность в будущем пациентов. Медсестры заботятся о своих пациентах как могут, но потом пациент уходит, и медсестры не знают, что будет дальше. Неопределенность никогда не исчезает».

Неспособность медсестер уменьшить неопределенность с помощью действий может затруднить ощущение потока. Чтобы повысить моральный дух, больницы могут предоставлять медсестрам обновленную информацию о результатах лечения пациентов после того, как они покинули учреждение. «Медсестры должны знать, как их действия связаны с результатами, — говорит Мельникофф. — Нужно дать им чувство контроля над ситуацией».

Разумеется, есть и сфера применения, связанная с бизнесом. «Не стоит рассматривать соревнование по продажам как «победитель получает все», — советует Мельникофф. — Большинство людей посчитают, что они не выиграют. Но если призов много, а размер приза зависит от вашего места в рейтинге, то возникает хорошая доля неопределенности».

В конечном счете, поток сводится к тому, чтобы столкнуться с ситуацией, где неопределенность уменьшается. Обстоятельства могут быть уже таковыми, или мы сами можем их внедрить в систему. «Создать неопределенность — это способ повысить вовлеченность и продуктивность, войдя в поток», — утверждает Мельникофф.

Источник

Свежие материалы