€ 98.75
$ 92.25
Эффект Зейгарник и Овсянкиной: как объединить два феномена и быстро справиться с делами

Эффект Зейгарник и Овсянкиной: как объединить два феномена и быстро справиться с делами

Доктор Ханна Ингланд объясняет, как незавершенные дела влияют на память и стремление к работе, и как этим можно воспользоваться, чтобы не откладывать задачи на потом

Лидерство Саморазвитие
Фото: Brian Van Snellenberg/Flickr

Незавершенные задачи могут казаться непосильными, они приводят к затягиванию и замедлению прогресса. С другой стороны, раздражение от наличия всех этих незавершенных задач в списке дел может побудить вас заняться ими при первой же возможности. Эти противоречивые ощущения обусловлены двумя феноменами: эффектом Зейгарник и эффектом Овсянкиной.

Полезное психологическое напряжение

В 1927 году психолог Блюма Зейгарник сделала заключение о том, что люди склонны лучше запоминать прерванные или незавершенные задачи, чем выполненные.

Зейгарник и ее руководитель, профессор Курт Левин, заметили, что официант в ресторане обладал исключительной памятью на то, что заказывали за столом, несмотря на то, что никогда ничего не записывал. Однако позже выяснилось, что он сохранял информацию только до тех пор, пока за столом кто-то был. После этого он практически ничего не помнил о клиентах, о том, за каким столиком они сидели и что заказывали.

После этой встречи Зейгарник провела серию экспериментов по изучению взаимосвязи между задачами и памятью. Она пришла к выводу, что человеческая память способна различать задачи, которые были выполнены, и те, что еще предстоит сделать, и что мы склонны лучше запоминать незавершенные задачи. Это явление стало известно как эффект Зейгарник.

Согласно исследованию Зейгарник, незавершенная задача останется в нашей памяти, потому что мы знаем, что оставили ее незаконченной. Она объяснила, что любое дело, которое мы начинаем, вызывает некоторое психологическое напряжение.

Если на полпути нас прерывают звонком или встречей, то напряжение, вызванное задачей, остается в памяти. Это значит, что когда мы вернемся к делу, информация останется доступной. Таким образом, психологическое напряжение и воспоминание о соответствующей информации исчезнут только после того, как задача будет выполнена.

Одна из коллег Зейгарник, Мария Овсянкина, исследовала влияние перерывов на производительность. В 1928 г. Овсянкина обнаружила, что по сравнению с еще не начатой задачей у людей возникает более сильное стремление завершить прерванные или незавершенные задания.

Эффект Овсянкиной описывает состояние, при котором невыполнение задачи приводит к навязчивым мыслям, создающим сильное желание завершить начатое. Это означает, что начало проекта может увеличить ваше желание закончить его, потому что откладывать и оставлять его незавершенным неприятно.

Таким образом, как выяснила Овсянкина, даже если вы знаете, что у вас нет времени, чтобы завершить что-то сразу, все равно стоит начать. Как только проект будет начат, ваше стремление завершить его возрастет.

Незавершенная задача как инструмент продуктивности

Поддерживая нашу кратковременную память и стимулируя завершение деятельности, незавершенные задачи могут быть полезны в качестве инструмента продуктивности. Однако это работает только в том случае, если вы не оставляете задачи в подвешенном состоянии слишком надолго.

Например, эффект Зейгарник может вызвать «тиранию долженствования», описанную психотерапевтом Карен Хорни, когда мы сравниваем то, кем являемся (реальное «я»), с тем, кем, по нашему мнению, мы должны быть (идеальное «я»). Если мы слишком долго оставляем задачи незавершенными, то возникающие в результате этого размышления или беспокойство могут повлиять на самооценку.

Эффект Овсянкиной может также привести к «квазипотребностям», или потребностям, которые не являются существенными, но, тем не менее, отвлекают наше внимание. Психологи Оливер Вайгельт и Кристин Сайрек обнаружили, что, оставляя рабочие дела незаконченными на выходные, люди начинают размышлять о них, и им трудно переключиться с рабочего режима.

Исследователи обнаружили, что если потратить немного времени в выходные на завершение дел или подготовку к следующей неделе, то это может предотвратить угрызения совести и стресс. Описывая процесс как «завершение», они отмечают, что вычеркивание задачи из списка дает людям возможность наслаждаться оставшимся свободным временем.

Несмотря на недостатки, связанные с незавершенными заданиями, их можно использовать для улучшения памяти и стимулирования выполнения задач. Следующие шаги помогут вам разработать стратегию использования незавершенных задач в своих интересах:

  1. Начинайте, даже если не можете закончить. Может показаться более продуктивным ждать, пока у вас будет достаточно времени, чтобы выполнить задачу полностью. Однако психология незавершенных дел говорит о том, что лучше начать работу над задачей, даже если вы не можете закончить ее за один раз. Однажды начав, вы почувствуете себя более способными заканчивать работу при первой же возможности.
  2. Следуйте правилу десяти минут. Боритесь с проволочками, уговаривая себя начать работу по правилу десяти минут. Велика вероятность, что, начав, вы продержитесь дольше десяти минут. И даже если вы этого не сделаете, объединенная сила эффекта Зейгарник и эффекта Овсянкиной повысит вероятность того, что вы закончите работу в последствии.
  3. Делайте перерывы. Перерывы помогают восстановить мотивацию, предотвратить усталость от принятия решений, улучшить память, повысить творческий потенциал и улучшить самочувствие. Кроме того, эффект Зейгарник показывает, что при регулярных перерывах ваш мозг будет естественным образом работать над сохранением информации, что повышает  продуктивность. А когда задача останется незавершенной, эффект Овсянкиной вернет вас назад, чтобы вы довели дело до конца.
  4. Критически оценивайте свои задачи. Если вы заметили, что, несмотря на применение этих стратегий, у вас все еще есть задачи, которые остаются незавершенными слишком долго, подумайте, являются ли эти задачи приоритетными. Используйте матрицу Эйзенхауэра или метод определения приоритетов MoSCoW, чтобы удалить или делегировать некоторые из этих задач.
  5. Практикуйте сочувствие к самому себе. Обратная сторона эффекта Зейгарник и Овсянкиной заключается в том, что незавершенная задача может вызвать стресс и беспокойство из-за навязчивых мыслей. Не корите себя, если у вас длинный список незавершенных дел. Вместо этого будьте добры по отношению к себе, практикуйте осознанность при помощи ведения дневника, медитации и физических упражнений.

Эффекты Зейгарник и Овсянкиной могут быть полезными инструментами продуктивности. Вместо того чтобы откладывать или оставлять задачи незавершенными, эти эффекты побуждают нас взяться за незаконченные дела.

Однако, при неправильном использовании эти психологические явления могут привести к когнитивному диссонансу и навязчивым мыслям. Применяйте стратегический подход к своим незавершенным задачам и не забывайте заботиться о себе, и тогда вы сможете максимально использовать эффект Зейгарник и Овсянкиной без ущерба для своего психического здоровья.

Источник

Свежие материалы