€ 98.55
$ 91.95
Время, призвание, желание: с чего начинается лидерство

Время, призвание, желание: с чего начинается лидерство

Трансформация происходит, когда ты начал меняться сам, а потом обернулся и увидел, что сотни человек делают это вместе с тобой

Партнерский материал
Фото: Jehyun Sung/Unsplash

Меня зовут Алексей Власов, я коммерческий директор в Notamedia Integrator и эксперт по управленческой грамотности: управляю дивизионами внутри большой быстрорастущей компании и работаю над созданием интранет-решений и корпоративных продуктов.

Данная статья — вводная часть из цикла про лидерство. Думаю, она заинтересует тех, кто хочет развить в себе лидерские качества, но не знает, с чего начать и как это правильно сделать. Подойдет любому, кто хочет развиваться, двигаться вперёд и вести команду за собой.

Настоящее и ненастоящее лидерство

«Менеджмент — это искусство делать вещи правильно. Лидерство — это искусство делать правильные вещи»
Питер Друкер

Почти всегда лидерство — это не про положение внутри компании, должность или внешние атрибуты. А про цену, которую нужно заплатить, чтобы вести за собой людей и достигать с ними нужных результатов. Кому-то это даётся легко, а для кого-то – тяжёлый ежедневный труд.

Настоящее лидерство связано с тем, как лично вы воспринимаете результаты своей работы, работы вашей команды, и что вы можете с ними вместе реализовать. С тем, как к вам относится команда и как вы относитесь к ней, как вы принимаете решения, самостоятельно или общим голосованием. Управление — это принятие ответственности и результата, а голосование — это просто дополнительный факт, который может повлиять на мнение лидера. Иначе голосование, когда каждый голос имеет вес, превращается в обычное размывание ответственности.

А ещё лидерство — это умение так общаться со своей командой каждый день, чтобы, все понимали, каких результатов и какой ценой вы от них ждете. Все разговоры про «дать обратную связь коллективу» — это как раз про общение с командой и чёткое деление на рабочее и нерабочее.

Лидер, в первую очередь, отвечает за результат и за возможность достичь его с максимальной выгодой для каждого участника. Но выгода может быть не такой явной для каждого, в команде не все ее увидят для себя. А если кто-то не ждет профита от достижения результата, то может отнестись к цели нейтрально или даже негативно. Задача лидера — замечать такие моменты и в будущем отрабатывать их с привязкой к результату.

Лидерами становятся, а не рождаются. Или нет?..

Говорят, что у настоящего лидера есть особенные лидерские качества и взгляды. Качества можно целенаправленно приобрести и наработать, а взгляды — это то, что у человека уже есть к этому моменту. Если упростить всю ситуацию с лидерством, то оно состоит из качеств, которые приводят человека и команду к результату, и взглядов. Если взгляды лидера совпадают со взглядами большинства в команде — прекрасно! Но если не совпадают, то все будет тормозиться.

Это работает точно так же, как в физике: если векторы сил совпадают, то суммарно результат превышает каждый из векторов. Но если векторы направлены в противоположные (или хотя бы в разные) стороны, то общий результат может оказаться непропорционально мал относительно приложенных усилий.

При этом лидер — всегда мотиватор для команды. Он может быть негативным мотиватором, как Стив Джобс: его все хотели переспорить или доказать, что он неправ, и тем самым двигались к нужным результатам. Или он может быть позитивным, мотивируя всех своим примером и конкретными действиями, чтобы команда захотела стать похожей на него.

Лидером может быть каждый?

«Истинное лидерство произрастает из индивидуальности. Конечно, иногда результат не идеален. Но лидеры должны стремиться к подлинности, а не к совершенству».
Шерил Сэндберг

Получается, секрет лидерства в том, что таковым может быть каждый из нас, если захочет? На самом деле, каждый — уже лидер в своей определенной сфере, просто не факт, что эта сфера нужна на работе. Кто-то лидер по мытью посуды или по уборке комнат в своем доме, кто-то лидер в общении с детьми и родителями, кто-то мастерски чинит машины и к нему прислушиваются. Но формировать компетенцию лидера для команды в разрезе рабочего либо бизнес-процесса — это уже то, что нарабатывается временем, призванием и собственным желанием.

Здесь всегда вопрос в том, чем ты готов пожертвовать, чтобы стать лидером для этих людей. Потому что в первую очередь возможность реализовать лидерские качества — это значит отказаться от определенных выгод, которые могут быть интересны только тебе. Ты можешь отказаться от друга на работе, если придется его уволить, или ты можешь опередить кого-то по причине того, что твои результаты выше, хотя кто-то может работает в два раза дольше, и тоже потерять дружбу.

Здесь нет правильных решений, каждый всё определяет сам. Кто-то лидер на уровне компании, кто-то — на уровне всего мира, а кому-то достаточно лидерства в отношениях. Руководитель без яиц — тоже руководитель, просто он руководит курятником. Но если ему это нравится — почему бы и нет.

Всё начинается с желания кому-то доказать, что ты можешь что-то изменить. В первую очередь — доказать себе, что ты можешь что-то изменить: в себе, в окружающих или в мире. То есть, сначала нужно стать лидером для себя, и мы сами определяем, каким именно лидером являемся.

Второй шаг — человек должен иметь возможность влиять на ситуацию. Если он не влияет — он просто исполнитель, менеджер по продажам, у которого есть план, но который реально мало на что влияет на уровне компании.

Как выглядит состоявшийся лидер в компании: у человека есть вводные, есть ограничения внутри сложившейся ситуации, есть команда, которая с ним работает и доверяет, есть варианты того, что он может изменить, и заставить людей своими взглядами поверить в то, что это работает. Цена всего этого — собственное развитие человека в компании, то, что он ставит на кон. Он может выиграть и получить повышение и увеличить сферу своего влияния, либо может проиграть и потерять работу.

Главное здесь — понимание цены и готовность ее заплатить. Если ты готов и понимаешь все риски, то можешь стать лидером.

Про желание стать лидером

Настоящие лидеры чаще всего не имеют желания ими стать. Обычно ими становятся те те, кто этого не ищет. Это может нравиться, но целевой мысли в голове нет. Почти всегда это выходит неосознанно.

Да, можно стать директором, занять такую должность, но это не то. Быть директором большой компании хочет каждый, но стать лидером взглядов и мнений — чаще всего это складывается неформально и неожиданно. Трансформация лидера происходит с того момента, как ты начал что-то делать сам, до момента, когда ты обернулся и увидел, что сотни человек делают это вместе с тобой.

Вопрос заключается в том, чтобы понять, в какой ты находишься ситуации в этом плане. Может быть, ты себя убедил в том, что ты лидер, обнаружив нескольких человек, которые следуют за тобой. Но они это делают, улыбаются и смотрят на тебя только потому, что твоя должность этого требует.

А может быть, эти люди действительно воспринимают тебя как ориентир для своих действий и изменений, и меняются в процессе работы. То, с чем они ранее не соглашались, сейчас для них — норма. История не в том, что ты себя назвал лидером, а в том, что начинаешь замечать, что твои взгляды пересекаются со взглядами команды, и люди их готовы воспринимать и разделять.

Самоопределение (без которого сложно становиться лидером)

«Прежде, чем стать лидером, вы стремитесь к собственному успеху. Для лидера успех — это наблюдать рост других».
Джек Велч, General Electric

Каждый шаг в самоопределении — это вопрос, на который вы должны найти ответ, чтобы двигаться дальше. Именно должны (причём, самому себе, а не мне или кому-то ещё) — без этого ничего не получится. Это как строить маршрут по карте, не зная стартовой точки: если повезёт, ты конечно, куда-то доедешь, но вот куда — это большой вопрос.

Эти вопросы я начал постоянно задавать себе после того, как увидел людей, следующих за мной, которые видят во мне лидера и действуют в зависимости от моих решений:

  1. Почему эти люди идут за мной? И кто я вообще? Может, вы вообще сейчас никакой не лидер. А, может, лидер, но так себе — первая серьёзная проблема моментально выбивает вас из колеи и сразу ступор. А главное — что команда нашла в вас такого, что готова верить и действовать в соответствии с вашими решениями?
  2. Чего я хочу достичь? К чему я хочу привести свою команду? Если нет ответа на этот вопрос, то останавливаемся и выясняем. Каждое движение должно приводить к конечной цели. Нет цели — нет результата.
  3. Чего мне не хватает? Красивая картинка идеального лидера в голове не подойдет — нужно честно понимать все свои ограничения и лимиты. У одного это косноязычность, у второго перхоть, близорукость и мятые штаны, а у третьего — СДВГ и неумение отстаивать свою точку зрения перед клиентами.

Что дальше

Это была первая и самая важная часть в серии взглядов о лидерстве. Без неё будет сложно разбираться с основными архетипами лидерства, на что они влияют, и вникать в кейсы по трансформации. Например, вот основная мысль следующей части:

Свежие материалы