€ 99.33
$ 93.06
Больше служения, меньше боли: как лидер-слуга влияет на развитие команды

Больше служения, меньше боли: как лидер-слуга влияет на развитие команды

Доктор Ханна Инглэнд рассказывает о стиле руководства, который кажется менее авторитетным, и привить его трудно. Но, по мнению автора, это того стоит

Лидерство
Фото: Orbmiser/Flickr

Лидерство-служение может звучать как антитеза. Разве не заключается роль лидера в том, чтобы вести и управлять, а не следовать и служить? Однако быть лидером и служить не только совместимо, соединение этих качеств может привести к отличным результатам.

Вместо того чтобы слепо следовать организационным целям, лидеры-слуги делают приоритетом благополучие и развитие членов своей команды. Это приводит к большей вовлеченности, улучшению психического здоровья и ускоренному личностному росту.

Несмотря на многочисленные преимущества, служение требует много времени и умственной энергии и может привести к замедлению принятия решений, поэтому важно смягчить некоторые проблемы, возникающие при таком стиле управления людьми.

Роль лидера-слуги

Хотя концепция лидерства-служения существует уже тысячи лет, но именно Роберт К. Гринлиф впервые ввел этот термин в своем эссе 1970 года «Слуга как лидер». Описав характеристики лидера данного типа, он привел примеры, когда служение может существенно изменить общество.

Но первая рецензируемая шкала этого стиля была опубликована только после смерти Гринлифа. В 1998 году Ричард С. Литл, Питер Хом и Майкл П. Моква разработали «шкалу ориентации на служение», в которой были определены десять факторов, формирующих  его основные принципы.

Как лидер-слуга, вы должны …

1. Быть эмпатичным. Если вы хорошо знаете членов своей команды, то понимаете их сильные и слабые стороны, их потребности. Больше узнавая о тех, с кем работаете, интересуясь ими как личностями, вы сможете создать для вашей команды психологически безопасное пространство.

2. Активно слушать. Уделяя каждому члену команды свое внимание, вы показываете, что цените его вклад. Это позволяет сотрудникам не чувствовать себя безвольными винтиками, чьи мысли и чувства не важны.

3. Создавать исцеляющую среду. Если рабочая среда ощущается как здоровая, ваша команда будет не только счастливее, но и продуктивнее. Помните об умственных, эмоциональных и физических потребностях других людей и создайте рабочее место, позволяющее им заботиться о себе. Это поможет тем, у кого был негативный опыт на предыдущей работе, исцелиться и вырасти в новой роли.

4. Быть рефлексивным. Практикуйте самоанализ, чтобы определить свои сильные и слабые стороны и вклад, который можете внести в команду и организацию в целом. Будьте честны в понимании своих ограничений, поскольку в вашем коллективе может быть кто-то еще, чьи сильные стороны способны заполнить эти пробелы, и это приведет к большему командному успеху.

5. Быть убедительным. Лидеры-слуги должны без насилия побуждать людей к желаемым действиям. Избегая ловушки ложного компромисса, ставьте целью обретение согласия и поощряйте общие устремления.

6. Формировать видение. Убедитесь, что каждый в команде способен визуализировать общую цель, чтобы люди четко понимали направление, в котором необходимо двигаться. Наличие своей «полярной звезды» может быть особенно полезно при принятии сложных решений.

7. Развивать проницательность. Благодаря опыту лидеры-слуги должны уметь предвидеть будущее и избегать ненужных барьеров для членов своей команды. Этот процесс предполагает в том числе изучение слабых сторон предыдущих проектов для определения того, что пошло не так и что можно улучшить в дальнейшем.

8. Быть примером. Вместо того чтобы раздавать приказы, сами покажите команде пример, задавая тон и беря на себя ответственность за собственные действия. Этот аспект лидерства-служения помогает выстроить доверие и уважение среди членов команды.

9. Стремиться к развитию людей. Мы больше, чем наша работа. Если вы хотите, чтобы команда была эффективной, вам нужно инвестировать в личностное развитие ее членов. Предоставляйте людям соответствующие возможности для роста – даже если это выглядит не имеющим прямого отношения к работе – и будьте готовы поддержать их личные карьерные мечты.

10. Создавать сообщество. Чувство сопричастности способно помочь команде добиться большего. Поощрение искренних взаимоотношений жизненно важно для того, чтобы сделать работу более приятной, более творческой и продуктивной.

Как видите, быть лидером-слугой не слишком просто. К тому же это сопряжено с определенными проблемами, которые необходимо учитывать, чтобы максимально использовать данный уникальный стиль руководства.

Проблемы лидерства-служения

В статье, посвященной нейробиологии этого типа лидерства, Грант Эйвери, ведущий эксперт в области управления проектами, отмечает, что оно идеально подходит для сложных проектов благодаря росту вовлеченности и улучшению сотрудничества команд.

К тому же он объясняет, как лидерство-служение может решить проблему социальной боли, испытываемой на работе. Эйвери пишет: «Недавние нейробиологические исследования того, как мозг воспринимает социальную боль, показали, что это явление, часто провоцируемое бездумными руководителями, очень вредит командной работе и решению проблем в проектах. Лидерство-служение уменьшает социальную боль и, следовательно, ее разрушительное воздействие на индивидуальную и командную эффективность».

Ванит Кашьяп и Сантош Рангнекар связывают этот тип управления еще и с улучшением общего самочувствия сотрудников, что является ключевым фактором при принятии решения остаться в организации. Таким образом, лидер-слуга способен уменьшить текучесть кадров.

Однако хотя этот стиль руководства и помогает внушить доверие, добиться результатов и мотивировать членов команды на действия, сохраняя при этом их психическое здоровье, он не лишен рисков. Как и во многих других стилях, для развития навыков служения требуется значительное количество времени. В этот период принятие решений, вероятно, будет происходить намного медленнее.

Возможно, и команде поначалу будет труднее адаптироваться к лидеру-слуге, который может выглядеть менее авторитетным, поэтому она ошибочно сочтет его «слабее» других. Но это превращается в проблему только в коллективах с низкой мотивацией и сплоченностью.

Лидерство-служение может быть эффективным настолько, насколько это вообще позволяет мотивация лидера. Но чтобы быть лидером-слугой, необходима высокая степень подлинности, и перестраиваться для работы в таком стиле – это тяжелая работа. Этот управленческий стиль не имеет конкретной конечной цели – ура! вы лидер-слуга! Вместо того он требует постоянной внутренней настройки и развития, что некоторых может расстраивать. Но многочисленные преимущества делают его стоящим внимания.

Как практиковать лидерство-служение

Мы увидели, что у данного стиля есть много преимуществ, но есть и некоторые риски. Предлагаемые стратегии помогут вам безопасным способом развить в себе качества лидера-слуги.

Проповедуйте личным примером. Вместо того чтобы давать указания, демонстрируйте поведение, которое вы хотите видеть в членах вашей команды.

Объясните, почему работа ваших коллег важна. Когда члены команды видят общую картину, они понимают, как их работа в нее вписывается. Это помогает усилить вовлеченность и мотивацию.

Поощряйте сотрудничество. Совместная работа значительно улучшает решение проблем, создает эффективные процессы и ведет к большим инновациям и успеху. Не препятствуйте ей: исключите себя из уравнения и позвольте членам вашей команды сообща рождать идеи.

Поддерживайте рост и развитие. Помогайте сотрудникам развиваться профессионально и личностно, чтобы расширить диапазон профессиональных и социальных навыков в вашей команде. Это может означать выплату стипендии на обучение, предоставление выходного дня для посещения конференции, просьбу регулярно делиться свежей информацией с остальной частью команды.

Демонстрируйте эмпатию и сочувствие. Человек, ощущающий, что его мысли и эмоции признаются, будет счастливее, эффективнее и с большей вероятностью останется на своей работе. Создайте пространство для честных и откровенных разговоров с членами вашей команды.

• Просите об обратной связи. Поощряйте открытую дискуссию и просите вашу команду о честной обратной связи. Будь то процессы или коммуникации, высказанные предложения помогут вам улучшить способ управления ими.

• Позаботьтесь о своем здоровье. Легко забыть о собственном благополучии, когда вы сосредоточены на заботе о членах вашей команды. Лидер-слуга должен быть в состоянии поддерживать свою команду в долгосрочной перспективе, а это значит, что необходимо заботиться о своем психическом и физическом здоровье. Делайте перерывы, перезаряжайте свои батарейки и удостоверьтесь, что у вас есть время и энергия, чтобы заниматься любимым делом, не касающимся работы.

Практикуя эти стратегии, можно научиться быть лидером-слугой. Однако перейти к организационной модели, построенной на принципах этого стиля, непросто.

Доктор Натан Ева и его коллеги пишут: «Независимо от качества программы обучения, мы утверждаем, что вероятность научить эгоцентричных, догматичных, нарциссичных людей быть лидерами-слугами – ориентированными на других, чувствительными, эмпатичными и социально чуткими – мала».

И добавляют: «Как и при практически любом крупном структурном изменении, переход организации от культуры командования и контроля к культуре, основанной на служении, займет несколько лет. Таким образом, организациям, пытающимся внедрить управленческую культуру служения, нужно запастись терпением».

Хотя для этого требуется терпение и решимость, лидерство-служение способно справиться со многими возникающими на рабочем месте проблемами, такими как выгорание и эмоциональное истощение. Использование этого управленческого стиля может повысить эффективность бизнеса и обеспечить сотрудникам чувство ценности и уважения.

Источник

Свежие материалы