«Отпустите придурка на свободу!»

«Отпустите придурка на свободу!»

Как общаться с «паршивыми овцами» в коллективе

Лидерство Свой бизнес
Кадр из фильма "Тупой и еще тупее"

В эксперименте исследователя Уилла Фелпса специально нанятые актеры оскорбляли членов группы, изображали раздражение или бездельничали. Подобное поведение снизило производительность группы на сорок процентов. Авторы книги «Без обид» Лиз Фосслиен и Молли Вест Даффи дают практические советы, как вести себя с тремя категориями токсичных сотрудников — придурками, тунеядцами и несогласными.

Как говорится, паршивая овца все стадо портит. «Когда кто-то один деморализирует команду и подрывает проект, когда член команды не работает с полной отдачей, когда кто-то травит и заставляет увольняться одаренных молодых сотрудников… Частенько мы закрываем глаза на подобные ситуации, считая, что профессиональный авторитет, навыки или репутация того, кто это делает, оправдывает подобное поведение», — пишет Сет Годин.

Обращаемся ко всем руководителям: пожалуйста, ради психологической безопасности команды прекратите терпеть в своем коллективе «паршивых овец»! Если кто-то постоянно унижает остальных — он подрывает и ваш авторитет как лидера коллектива. Впрочем, вы, конечно, не можете избавиться от паршивой овцы. Что же делать в таком случае?

Придурки

Предположим, у вас есть коллеги: один из них — отличный специалист, но при этом придурок, а другой нормальный, но ему не хватает опыта и знаний. С кем бы вы предпочли работать? Руководители, отвечая на этот гипотетический вопрос, в подавляющем большинстве выбрали отличного специалиста с дурным характером. Объясняли свой выбор они примерно так: «Можно закрыть глаза на характер человека, доказавшего свои компетенции, в то время как некомпетентного человека у нас нет возможности бесконечно учить». Что самое удивительное, в реальной ситуации приема на работу никто из них не рискнул пожертвовать своими деньгами и нанять на работу придурка (оказывается, этот тип сотрудников похож на десятисантиметровые каблуки: нам кажется, что их можно носить, но в реальности они доставляют один дискомфорт). И на то есть веская причина: работа с придурками добавляет тревоги, подавляет волю и лишает сна.

Предупреждение: если вы не ладите с кем-то, это не означает, что он придурок. Исследования показывают, что мы склонны любить людей, которые похожи на нас или с кем мы имеем что-то общее, а также внешне симпатичных людей и тех, кто любит нас самих. Если кто-то кажется вам раздражающим или неприятным, возможно, это потому, что он отличается от вас.

Как взаимодействовать с придурками

Сократите частоту контактов. Работая в Голливуде сценаристкой, Элизабет Крафт вынуждена взаимодействовать с придурками чуть чаще, чем другие. «Если бы кто-то вручил вам стакан с ядом, вы бы не стали его пить. Так что не пейте словесный яд, — советует она. — Если кто-то на работе начинает провоцировать вас, просто не принимайте это на свой счет».

Сочувствуйте… Спросите себя, что же такого случилось в прошлом, что этот придурок стал таким придурком?

…но не показывайте своего сочувствия. Придурок может попытаться разрушить вашу репутацию или надавить на уязвимые места, рассказав о них другим.

Соблюдайте физическую дистанцию. Профессор Массачусетского технологического института Томас Аллен обнаружил, что люди в четыре раза чаще общаются с коллегой, который сидит на расстоянии двух метров, чем с человеком, который сидит на расстоянии двадцати.

Соблюдайте умственную дистанцию. Попробуйте применить технику воображаемых путешествий во времени, называемую временным отстранением. «Представьте себя день, неделю или год спустя, — пишет Боб Саттон. — Словно из будущего вы оглядываетесь назад, видите эту ситуацию и понимаете, что она действительно длилась не так долго или была не так плоха, как казалось».

Если вы испробовали все методы, но ни один из них не сработал, возможно, пришло время отпустить придурка на свободу. Совершенно точно не нужно рекомендовать их к повышению (к сожалению, это происходит гораздо чаще, чем следовало бы).

Несогласные

Работа предполагает компромиссы. В условиях надвигающихся дедлайнов, противоречивых требований клиентов и ограниченных ресурсов конечный результат команды никогда не будет идеальным. (Случалось ли вам обнаружить опечатку сразу после нажатия кнопки «Отправить»?) Несогласный — это человек-противоречие, который укажет на каждую брешь в предполагаемом плане, при этом не выдвинув никаких альтернативных предложений. Несогласные «кричат с галерки, но у них никогда нет своих результатов, которые бы следовали из их собственных решений, — пишет венчурный капиталист Марк Састер. — Их девиз “Это не сработает”».

Как взаимодействовать с несогласными

Слушайте, но устанавливайте границы. Если несогласный не хочет добавить что-либо продуктивное, извинитесь и переходите к следующему человеку.

Ищите больше информации. Питер Сенге, автор «Пятой дисциплины», спрашивает несогласных: как вы пришли к этой точке зрения? Какие данные привели вас к этому мнению? Какая информация могла бы изменить ваше мнение? Как можно получить лучший результат?

Боритесь с негативизмом. Джон Катценбах, автор «Командного подхода», советует командам быть, по меньшей мере, в равной степени настроенными позитивно и негативно. Исследователь Джон Готтман считает, что необходимое для поддержания счастливых отношений соотношение положительных и отрицательных комментариев — пять к одному. Мы же считаем, что в командной работе это соотношение должно стремиться как минимум к двум к одному. Покуда вы сами не наделены полномочиями нанимать и увольнять сотрудников, вы можете отбивать критику позитивными аргументами.

Бездельники

«Делать больше, чем следует, — вот это провал!» — говорит Джефф Уингер, персонаж из сериала «Сообщество». Ничто не бесит так, как необходимость выполнять не только свою, но и чужую работу. Вы когда-нибудь слышали об эффекте тунеядца? Если Лиз начнет игнорировать свои обязанности, Молли почувствует, что Лиз ее использует. В итоге Молли может отказаться в дальнейшем затыкать собой все дыры (потому что не хочет, чтобы на ней паразитировали) и будет работать менее производительно, потому что ее мотивация снизится из-за неравных условий труда.

Если вы не святой мученик, то над групповым проектом вы будете трудиться ровно в той степени, в которой ваши индивидуальные усилия будут способствовать значимому результату. Если в приведенном выше примере Молли будет уверена в высокой важности общего дела, она не будет уклоняться от обязанностей, а, напротив, станет работать усерднее, пытаясь компенсировать лень Лиз. Но в больших командах легко почувствовать себя лишь мелким винтиком общего механизма, что с высокой вероятностью приводит ко всеобщему расслаблению. Чтобы не плодить слишком большие команды, основатель Amazon Джефф Безос использует «Правило двух пицц»: «Если для всех членов команды недостаточно двух пицц — команда слишком большая. В зависимости от прожорливости участников, этому правилу обычно соответствуют группы от пяти до семи человек. Хотя мы все равно заказываем для нашей команды больше двух пицц».

Как взаимодействовать с бездельниками

Выясните, почему человек так себя ведет. Бездельник может не чувствовать свою необходимость, не до конца понимать свою роль или переживать трудности личного характера.

Разбейтесь на пары. SYPartners, компания, занимающаяся трансформацией корпоративной культуры, объединяет сотрудников попарно, чтобы сформировать «мельчайшую атомную единицу доверия». В паре сотрудникам приходится искать способы работать вместе, потому что в случае неудач и провалов винить будет некого.

Оценивайте вклад каждого члена команды индивидуально. Зная, что оцениваться будет не личный вклад, а результат всей команды, люди расслабляются. После внедрения новых стандартов сравнения, например, различных форм коллегиальной оценки, становится очевидным, кто молодец, а кто нет.

Поговорите о бездельнике с руководителем. Помните, что задача команды заключается в том, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу. «Если вы видите пробел, который необходимо восполнить, или процесс, который идет вкривь и вкось, не будет неэтичным донести до руководства, что кто-то не выполняет свою работу должным образом, — говорит Лиз Долан, бывший директор по маркетингу в Nike и на телеканалах Oprah Winfrey Network и National Geographic . — Пока не скажешь, всем так и будет казаться, что все в порядке».

Примечание для руководителей: поведение бездельника должно обсуждаться напрямую с ним самим. Поначалу может казаться, что проще решить проблему, обратившись ко всей команде и сказав: «Некоторые из вас чересчур расслабленно себя ведут». Но бездельникам такие разговоры как с гуся вода, а те, кто честно работает, начнут излишне беспокоиться о своей производительности. Не наказывайте всех за действия одного человека.

Читайте подробнее о книге «Без обид!» в базе «Идеономики».

Свежие материалы