Бумер по паспорту, зумер в душе: можно ли отнести себя к другому поколению?

Бумер по паспорту, зумер в душе: можно ли отнести себя к другому поколению?

Философ Джонни Томсон рассуждает о разнице поколений, идеях «семантического сдвига» и «кризиса идентичности»

Образ жизни Саморазвитие
Кадр из фильма "Я, Эрл и умирающая девушка"

Только ли возраст делает человека настоящим представителем своего поколения?

В философии не принято строить рассуждения на базисе «а вот в моем детстве». Однако я готов поклясться, что в моем детстве мы не были так одержимы разницей поколений. Конечно, мы знали о разных поколениях и даже давали о них размашистые обобщения, но обычно это определялось более простыми терминами, вроде «поколение моих родителей» или «поколение моих бабушек и дедушек».

Но сегодня мы столкнулись с запутанной таблицей названий поколений. У нас есть молчаливое поколение, бэби-бумеры, поколение X, миллениалы, поколение Z и, самое новое из всех, поколение альфа. Каждый из читателей этой статьи принадлежит к одному из них. Хотите вы этого или нет, но вас засунут в аккуратную коробочку и повесят табличку на шею. Вы не можете самостоятельно определить, что принадлежите к другому поколению. Возраст — это необратимая, неизменная константа, и он навешивает ярлык.

Я — миллениал. Я говорю вам об этом с некоторым опасением. Потому что признание своего поколения — это своеобразный акт уязвимости. У каждого поколения есть определенные стереотипы. Если вы «бумер», то у вас есть некий багаж, а если «миллениал» — то есть роль, которую вы должны выполнять. Но что означают эти роли?

Технически, возраст — вот все, что связано с ярлыками поколений. Вы не можете отказаться от принадлежности к поколению X так же, как не можете отказаться от морщин и неизлечимого ревматизма. Но я собираюсь копнуть глубже. Во-первых, я хотел бы изучить необходимость этих ярлыков и нашу потребность вешать их на людей. А во-вторых, мне интересно, какие ценности или уникальные характеристики определяют поколение Z. И, конечно, возникает вопрос: можем ли мы отнести себя к другому поколению?

Эриксон: множество ниточек

В середине XX века немецкий психолог Эрик Эриксон подарил нам одно из самых популярных выражений в психологии — «кризис идентичности». Кризис идентичности — это любой период жизни, когда вы чувствуете, что вас тянет в разные стороны. Это может произойти в любое время, но чаще всего он возникает в подростковом возрасте, когда вы бунтуете, экспериментируете и открываете для себя что-то новое. Ребенок взрослеет настолько, что хочет исследовать жизнь, но при этом остается ребенком, которому хочется теплоты и комфорта, маминой еды и папиных объятий.

По мнению Эриксона, этот период противоречий и потрясений обычно приводит к формированию личности, когда подросток присоединяется к какой-либо группе или принимает набор ценностей. Это не так клишировано, как в американских фильмах о старших классах, но не так уж далеко от правды: готы, киноманы, математики, спортсмены, гики, хулиганы и так далее. Эриксон утверждал, что у человека есть потребность принадлежать к какому-то племени. Нам нужно идентифицировать себя.

Исторически сложилось так, что отдельные страны выделяют различные элементы трайбализма. Некоторые страны проводят границы по этническому признаку, образованию, профессии, богатству, религии или географии. Моя родная страна Великобритания имеет долгую историю разделения по «классовому признаку» — идее, столь же неуловимой, сколь и важной. И к этому списку «способов разделения» добавился новый: поколение. Мы все принадлежим к определенному поколению, поем песни своей команды и высмеиваем жизнь других. Война Поколений уже началась, и для того, чтобы сделать ее достойной Голливуда, нужна только новая идея франшизы.

Что значит ваше поколение?

Психолог Джеймс Марсиа, который развил работу Эриксона, утверждал, что «кризис идентичности» разрешается, когда мы приходим в точку «достижения идентичности», где мы активно выбираем, кем нам быть. Мы словно ходим по магазинам, изучаем варианты, примеряем этот наряд, пытаемся общаться с людьми и, наконец, принимаем на себя обязательства по созданию той версии себя, которой мы хотим быть. Создание идентичности — это активный процесс выбора между вариантами.

С поколениями дело обстоит не так. Мы не можем выбрать свое поколение самостоятельно. Шестнадцатилетний подросток, решая, кем он хочет быть, не может сказать: «Я буду бумером», и при этом не рассмеяться. Но правильно ли это? Справедливо ли? Есть ли в ярлыках поколений нечто большее, чем просто дата рождения?

Если коротко, то да. К лучшему или худшему, такие названия, как «поколение Z» или «миллениалы», — это не просто маркеры возраста. Эти названия несут определенные ценности и ориентиры. И поэтому мы не можем просто заменить слово «бумер» на «60-80 лет», не потеряв при этом нюансов.

Поколение часто определяется двумя вещами: социальным контекстом, в котором растут дети, и доступными технологиями. Если взять в качестве примера поколение Z, то это — «цифровые аборигены». Они выросли в мире, где интернет есть везде, они потребляют большую часть медиа и осуществляют большинство взаимодействий онлайн. Они также кажутся гораздо более идеалистичными, чем представители других поколений, поскольку родились в условиях меняющегося климата, мирового порядка и отношения к справедливости, равенству и честности.

Семантический сдвиг и выбор

Итак, если мы можем определить характеристики и ценности каждого «поколения», можем ли мы выбрать свое поколение? Ну, нет, по крайней мере, пока. Потому что такие термины, как «миллениалы» или «поколение Z», требуют от вас определенного возраста, что влечет за собой логическую ошибку: вы должны быть определенным образом устроены.

Однако причина, по которой я говорю «пока нет», заключается в так называемом «семантическом сдвиге». Так лингвисты называют ситуацию, когда слово или термин меняет значение с течением времени. Например, слова «ужасный» и «потрясный» раньше означали примерно одно и то же. Сегодня они имеют противоположные значения. Я могу предположить, что мы стоим на пороге семантического сдвига, когда речь идет о ярлыках поколений. Да, я не могу быть «бумером», но я определенно могу делать «бумерские» вещи. Собственно, именно поэтому выражение «Окей, бумер» (когда вы закатываете глаза, глядя на кого-то, кто застрял в своих привычках) стало таким популярным. Уже можно сказать, что у кого-то «мышление миллениала» или что он «ведет себя скорее как представитель поколения Z, чем поколения X». Пройдет еще десяток лет, и я не удивлюсь, если законы семантического сдвига позволят нам использовать эти ярлыки в полном отрыве от их первоначальных, привязанных к возрасту определений. Когда я учился в школе, один из моих учителей называл меня «старой душой» (что мне очень понравилось). Возможно, вместо этого ему следовало бы назвать меня «бумером» (от чего я совсем не в восторге).

Поэтому нет, вы не можете отнести себя к поколению Z, если родились раньше. Но я бы предположил, что через какое-то время вы сможете это сделать.

Источник

Свежие материалы