Продвинутые и беззащитные: почему поколение Z попадается на уловки мошенников
Молодые люди знают все о кибермошенниках и технологиях обмана, но становятся их жертвами гораздо чаще, чем представители других поколений
Образ жизниЕсли вы относитесь к поколению Z, то есть родились в период с конца 1990-х до начала 2010-х годов, вы или кто-то из ваших друзей могли стать мишенью или жертвой мошенников в сети. Более того, согласно результатам недавнего исследования, проведенного компанией Deloitte, представители поколения Z попадаются на удочку мошенников и подвергаются взлому гораздо чаще, чем их бабушки и дедушки.
По сравнению со старшими поколениями, молодые люди чаще становятся жертвами фишинга, кражи личных данных, романтических афер и кибербуллинга. По данным исследования Deloitte, вероятность того, что представители поколения Z станут жертвами мошенничества в сети, в три раза выше, чем у бумеров (16% и 5% соответственно). По сравнению с бумерами, представители поколения Z также в два раза чаще подвергаются взлому аккаунтов в социальных сетях (17% и 8%). Четырнадцать процентов представителей поколения Z заявили, что им приходилось сталкиваться с неправомерным использованием информации о своем местонахождении, что больше, чем у представителей других поколений. Кроме того, молодые люди несут больше издержек, в связи с мошенничеством: в отчете Social Catfish об интернет-мошенничестве за 2023 год говорится, что в 2017 году жертвы интернет-мошенничества в возрасте до 20 лет потеряли примерно 8,2 миллиона долларов. В 2022 году потери составили 210 миллионов долларов.
«Люди, которые выросли в среде, где технологии — это естественная часть жизни, в основном знают об опасностях», — говорит Скотт Дебб, доцент кафедры психологии Норфолкского государственного университета, изучавший привычки молодых пользователей в области кибербезопасности. В одном из исследований, опубликованном в 2020 году в издании International Journal of Cybersecurity Intelligence and Cybercrime, Дебб и группа исследователей сравнили, как описывают свои привычки поведения в сети миллениалы и представители поколения Z, две возрастные группы, активно пользующиеся интернетом. Несмотря на то, что представители поколения Z были хорошо осведомлены о безопасности в сети, они реже, чем миллениалы, применяли многие передовые методы обеспечения кибербезопасности.
Почему так происходит? Почему поколение, которое, возможно, знает о работе в сети больше, чем любое другое (на данный момент), так уязвимо к мошенничеству и взломам?
Существует несколько объяснений, которые подтверждаются данными. Во-первых, представители поколения Z просто больше, чем все остальные, пользуются технологиями и поэтому чаще подвергаются мошенничеству с их помощью. Во-вторых, взросление в сети формирует привычку пользоваться устройствами, что в некоторых случаях может подтолкнуть к выбору удобства вместо безопасности. И, в-третьих, обучение кибербезопасности детей школьного возраста часто не соответствует реальным условиям.
«Я думаю, что поколение Z всерьез над этим задумывается. Нам приходится сталкиваться с этими опасностями каждый день», — говорит Кайла Гуру, 21-летняя студентка факультета компьютерных наук Стэнфордского университета, которая в подростковом возрасте основала организацию по обучению кибербезопасности. По ее словам, когда она проводит занятия со студентами по вопросам безопасности электронной почты, фишинга или социальных сетей, то студенты подтверждают, что знакомы с ситуацией не по наслышке. Они говорят: «Боже мой, я помню, что получал что-то похожее», или «Я видел кучу такого спама в сообщениях в соцсетях».
Виды мошенничества, нацеленные на представителей поколения Z, не слишком отличаются от тех, что ориентируются на всех остальных людей в интернете. Но, по словам Танниши Гордон, возглавляющей подразделение компании по вопросам данных и цифрового доверия компании Deloitte, представители поколения Z чаще используют технологии в самых разных аспектах жизни, поэтому у них просто больше возможностей столкнуться с фальшивым электронным письмом или ненадежным магазином. Молодым людям легче знакомиться в сети, поэтому они могут стать жертвами, например, мошенничества в сфере романтических отношений.
«Они часто совершают покупки в интернете, — поясняет Гордон, — и существует огромное количество мошеннических сайтов и платформ электронной торговли, которые буквально подстраиваются под них, уводя с той платформы социальных сетей, на которой они находятся, при помощи рекламы». По ее словам, также распространены фишинговые электронные письма. И хотя более подкованный в цифровых технологиях человек, возможно, не купится на мошенничество с текстом под копирку и ошибками, существует множество более сложных и персонализированных типов писем. Наконец, добавила Гордон, молодые люди часто сталкиваются с тем, что их страницы в социальных сетях взламывают.
Пользователи старших поколений также знакомятся, совершают покупки, банковские операции и общаются в сети. Но для всех поколений, за исключением поколения Z, технологии, обеспечивающие такие возможности, не всегда были доступны. Есть разница между теми, кто получил свой первый смартфон в колледже, и теми, кто в детстве научился вводить пароль на родительском iPad. Последнее более характерно для представителей поколения Z или следующего за ним поколения Alpha, которое приближается к подростковому возрасту. Миллениалы, особенно старшего поколения, имели лишь эпизодический доступ к компьютерам в школе, младшие поколения использовали компьютеры для обучения уже в обязательном порядке.
Если учитывать эти различия в совокупности, то можно сделать обоснованные выводы о том, как люди по-разному относятся к личной кибербезопасности. Если вы считаете, что цифровые угрозы — просто часть платы за пользование интернетом, вы просто станете немного более терпимыми к рискам. По мнению Дебба, разница в поколениях может привести к тому, что молодые люди будут выбирать удобство, а не безопасность.
Приложениями самых популярных социальных сетей удобно пользоваться. Просто установите приложение и вы всегда будете оставаться под своим логином, можно в любой момент опубликовать сообщение или просмотреть его. Приложение будет присылать оповещения с обновлениями и сообщениями, чтобы вы не забыли о нем. Дебб предлагает гипотезу: если бы популярные платформы заставляли пользователей выходить из приложения каждый раз, когда оно закрывается, и заново входить в него с помощью двухфакторной аутентификации, то они стали бы значительно безопаснее. Но для многих пользователей это было бы очень неудобно. Старшие поколения, вероятно, легче бы смирились с такими трудностями. Но тем, для кого социальные сети стали важной частью самовыражения, такой уровень безопасности может оказаться слишком обременительным.
Представители поколения Z не хотят жертвовать ничем, когда за одним выбором стоит удобство, а за другим — безопасность. Вместо этого, по словам Гуру, передовые методы обеспечения безопасности должны быть в большей степени ориентированы на то, как молодые люди используют интернет. По ее словам, для обеспечения безопасности в сети можно сменить браузер, включить различные настройки в используемых приложениях или изменить способ хранения паролей. Ни один из этих шагов не предполагает отказа от удобств или более ограниченного использования сети. По словам Гуру, для нового поколения важно не ограничивать их активность, а напротив, развивать.
«Будущее — за нами, не так ли? — утверждает Гуру. — Именно мое поколение борется против изменений климата или за репродуктивные права. И я думаю, что модель кибербезопасности тоже меняется, когда мы берем на себя ответственность или обязанности».
Существует и другой фактор: многие эксперты считают, что ответственность за безопасность при работе с такими приложениями должна лежать не только на отдельном пользователе. Многие приложения и системы, созданные для удобства и быстроты, могли бы делать гораздо больше для полноценной защиты пользователей. Гордон предложил, например, чтобы основные платформы социальных сетей рассылали тестовые фишинговые письма — какие можно получить от работодателя, в качестве инструмента для проверки собственной уязвимости — и направлять тех, кто не прошел тест на образовательные ресурсы. Настройки конфиденциальности также должны быть более простыми и понятными.
Но, как считает Гуру, на самом деле ключ к тому, чтобы поколение Z было лучше подготовлено к миру обмана, в том, чтобы помочь молодым людям понять системы, которые стимулируют их существование в первую очередь.
«Почему происходят эти мошенничества, кто за ними стоит и что мы можем с ними сделать? Я думаю, что важно соединить все звенья этой цепи», — считает она.