€ 95.62
$ 89.10
Боль истории: можно ли справиться с межпоколенческими травмами

Боль истории: можно ли справиться с межпоколенческими травмами

Доктор философии Диана Рааб рассказывает, почему важно изучать семейную историю и принимать опыт предков

Образ жизни Саморазвитие
Иллюстрация: Business News Daily

Межпоколенческая травма — это концепция, согласно которой травма, пережитая одним человеком в семье, может передаваться следующим поколениям. Иногда ее называют исторической, она может переживаться определенными культурными, расовыми или этническими группами и приводить к эмоциональным или поведенческим реакциям.

Иными словами, если ваш родитель пережил тяжелое травмирующее событие, то эти воспоминания могут стать вашими. Хотя некоторые люди и не попадают под влияние травмы, передающейся из поколения в поколение, у других могут наблюдаться такие признаки, как клиническая депрессия, сопровождающаяся низкой самооценкой, чувство уязвимости, необъяснимая тревога, агрессивное поведение/раздражительность, трудности с концентрацией внимания, злоупотребление психоактивными веществами, проблемы в отношениях, частые кошмары, суицидальные наклонности и/или физические и психологические заболевания.

В книге «Колибри: послания моих предков» (2024) я рассказываю о том, как моя бабушка пережила Первую мировую войну, а отец — Вторую мировую. Травма, которую они испытали, передалась их потомкам и проявилась во многих отношениях. Например, моя бабушка осиротела в возрасте 11 лет во время Первой мировой войны, и боль от этого осталась с ней до самой смерти. Она покончила с собой, когда ей было уже за 60, а ее дочь, моя мать, всю жизнь боролась с депрессией. Моя семья никогда не рассказывала о своих травмах, но они часто снились мне, и это говорит о том, что их боль живет где-то внутри меня.

В исследовании 2001 года нейробиолог и эксперт по травмам Рейчел Иегуда обнаружила, что взрослые потомки людей, переживших Холокост, значительно чаще других самостоятельно описывают детские травмы. По утверждению Иегуды, это объясняется тем, что у таких людей наблюдаются признаки посттравматического стрессового расстройства. Авторы исследования также пришли к выводу, что люди, пережившие Холокост, могут преуменьшать проблемы, связанные с ПТСР, с которыми сталкиваются их потомки, поскольку сравнивают их с собственными страданиями.

Появилось множество исследований, посвященных значению эпигенетики: тому, как поведение и окружающая среда могут изменить работу генов. Теперь мы знаем, что существует связь между родительской травмой до зачатия и эпигенетическими изменениями, которые проявляются как у родителей, так и у их детей.

Стефани Фу, автор мемуаров «Что знают мои кости» (2022), признается, что у нее случались приступы паники. В мемуарах Фу рассказывает о том, как ее бросили родители после долгих лет жестокого обращения, и как позже ей поставили диагноз «комплексное посттравматическое стрессовое расстройство». Проведя собственное исследование, Фу рассказывает о том, как травма может передаваться по наследству из поколения в поколение. Основываясь на своем опыте, она считает, что невозможно избавиться от травмы, но можно научиться комфортно и достойно жить с ней.

В ходе еще одного исследования 2023 года специалисты обнаружили, что при наличии родительской травмы возрастает частота психопатологий. Это может привести к нездоровой зависимости и дисфункциональной привязанности. Исследователи пришли к выводу, что родительская травма негативно влияет на межличностную зависимость будущих поколений, способствуя развитию тенденции к дистанцированию от близких отношений.

Преодоление травмы по наследству

Исследования показали, что до 75% детей переживают те или иные стрессовые события в жизни до 9 лет. Эти неблагоприятные детские переживания иногда могут привести к негативным последствиям в долгосрочной перспективе. Группы поддержки могут помочь как родителям, так и детям в таких неблагоприятных ситуациях и предоставить навыки и инструменты, которые помогут им справиться с ними. Одним из ключевых элементов является то, что родитель должен помнить, что нужно «видеть ребенка», слушать его и слышать, что он говорит, а не отмахиваться от его чувств.

Психолог Даниэль Фур, например, предлагает учить детей называть и интерпретировать физические ощущения так же, как мы учим их истории или английскому языку. Например, когда у них сдавливает грудь, это, скорее всего, означает, что они нервничают.

В течение жизни сложные моменты из детства или события, пережитые предками, могут неожиданно вызвать у нас тревогу. Часто мы даже не осознаем, что послужило толчком, пока не проанализируем прошлый опыт и не услышим истории предыдущих поколений. Каждая ситуация имеет свою историю и стоит рассматривать ее отдельно.

Несколько полезных советов

  • Узнайте об истории своей семьи и пережитых невзгодах.
  • Применяйте методы психологической самопомощи.
  • Учитесь справляться со стрессом или гневом, которые могут быть связаны с историей вашей семьи.
  • Ведите дневник эмоций.
  • Занимайтесь ежедневной медитацией.
  • Обратитесь к семейным/культурным убеждениям, чтобы справиться с горем.
  • Обратитесь за помощью к квалифицированному психотерапевту.
  • Создайте группу психологической поддержки.
  • Помните о сострадании к себе и другим.

Источник

Свежие материалы