Уроки из детства: 4 фактора, которые влияют на развитие жизненной устойчивости
Клинический психолог Гейл Голден разбирается, чем стойкие дети отличаются от всех остальных
Лидерство СаморазвитиеЧто приятно в разноплановой карьере, так это возможность использовать методы работы клинического психолога при ведении консультаций по лидерству и производительности.
«Стойкость» — отличный пример. Сегодня все используют это слово для описания того, насколько эффективно люди справляются с кризисами и травмами. Применяется оно, на мой взгляд, слишком часто. Однако когда я слышу это слово, оно вызывает в памяти один клинический опыт и исследования, которые с ним связаны.
Чему нас учат устойчивые дети
Когда я получала степень доктора наук по клинической психологии, мы изучали работы Нормана Гармези. Он исследовал опыт детей, оказавшихся в условиях сильного стресса — бедности, нестабильности семьи — но при этом добивающихся успехов. Несколько десятилетий, начиная с 1960-х годов, он и его команда изучали, чем эти дети отличаются от других.
В 2022 году я консультирую руководителей, которые пытаются реагировать на кризис и справляться со стрессом, и не перестаю думать об историях этих детей, преодолевающих невероятные препятствия, чтобы в будущем стать высокофункциональными взрослыми. Есть ли что-то в старом исследовании Гармези, что научит остальных правильно развивать жизненную стойкость?
Формирование устойчивости на работе начинается с сознания
Гармези и его команда обнаружили, что на будущие результаты влияют как внутренние, так и внешние факторы.
Рассмотрим четыре психологических фактора, отличающих жизнестойких детей:
- Автономность и независимость: «Я сделаю это на своих условиях».
- Стремление к новому опыту: «Я испробую новый способ».
- Позитивная социальная ориентация: «Я жду от людей самого лучшего».
- Внутренний локус контроля: «Я возьму на себя ответственность и разберусь во всем сам».
Как и несгибаемые дети, при помощи этих четырех инструментов мы учимся изменять восприятие — переосмысливать потенциально травмирующие события как возможности для обучения и роста. Мы учимся лучше регулировать эмоциональные реакции. Мы перестаем винить себя за независящие от нас события, обобщать неудачный опыт и учимся считать проблемы временными, а не постоянными.
Не волнуйтесь, если вы упустили шанс развить эти необходимые навыки в детстве. Дополнительное исследование показало, что взрослые овладевают навыками жизнестойкости, даже если не показывали их в детстве.
Внешние факторы, обнаруженные Гармези, — это не вопрос удачного стечения обстоятельств. Один из примеров — крепкая связь с поддерживающим взрослым. Формирование крепких отношений находится вне вашего контроля, но не вне влияния. Некоторые люди, как дети, так и взрослые, умеют находить поддержку у окружающих. Они знают, как просить о помощи. Что еще более важно, они знают, как дарить позитивную энергию другим, поэтому люди тянутся к ним и готовы протянуть руку помощи.
Навигация по нашему миру по-прежнему требует высокого уровня устойчивости. Нам следует учиться у детей из исследования Гармези и включать их навыки в собственный репертуар.