Знакомые все лица: кто такие суперраспознаватели и как им живется

Знакомые все лица: кто такие суперраспознаватели и как им живется

Люди с прозопагнозией испытывают трудности с запоминанием лиц. Но есть и те, для кого сложно обратное — забыть лица, которые встретились лишь однажды

Образ жизни
Фото: Davide Albani/Flickr

В начале этого года Арджун Сингх, 26-летний житель Калифорнии, отправился в спортзал и увидел знакомое лицо. Этот человек не был его другом или хорошим знакомым. Он учился в другом классе, и Сингх никогда с ним не разговаривал, просто запомнил, что тот победил в ежегодном конкурсе рисунков в начальной школе. Сингх подошел поздороваться.

«Он был просто в шоке от того, что я вспомнил его рисунок и лицо. Мы немного поболтали, и он рассказал, что все еще рисует», — говорит Сингх. Такое случается с ним постоянно: буквально на днях в продуктовом магазине он узнал лицо брата одноклассника из первого класса.

Подобный опыт еще в раннем возрасте заставил Сингха заподозрить, что в том, как он запоминает лица, есть что-то необычное, и он прошел в интернете тест на суперраспознавателя, набрав 99%. Сегодня Сингх состоит в реестре суперраспознавателей в Сиднейском университете Нового Южного Уэльса.

Исследователи впервые употребили термин суперраспознаватель в 2009 году. Ричард Рассел и его коллеги в это время занимались изучением людей с лицевой слепотой, или прозопагнозией (когда человек не может распознать ни одного лица, даже самых близких родственников или друзей). К ним обратились люди, которые сказали, что у них все наоборот: они никогда не забывают ни одного лица, даже те, которые видели мимолетно. В фундаментальной работе группа Рассела протестировала четырех суперраспознавателей и обнаружила, что они настолько же хороши в распознавании и восприятии лиц, насколько плохи в этом люди с прозопагнозией.

Большинству из нас требуется много раз увидеть лицо, чтобы оно стало знакомым и мы могли быстро его узнать. Вы мгновенно сможете узнать друзей, членов семьи, а также знаменитостей, но подавляющее большинство лиц кажутся новыми, включая те, которые вы, возможно, встречали раньше. Даже если есть знакомое ощущение, это вполне обычная ситуация, когда вы с трудом узнаете лицо. А каково людям, для которых незнакомое лицо в одно мгновение становится знакомым и запоминающимся? На эти вопросы ответили суперраспознаватели из реестра Сиднейского Университета.

Многие признавались, что впервые заметили, что обладают сверхспособностями к распознаванию, когда смотрели телепередачи и фильмы, а затем с необычайной точностью запоминали актеров. Были и подсказки из личной жизни. Когда 51-летний Скотт Девани из Калифорнии учился в школе, у его первой любви была сестра-близнец. По его мнению, ее лицо отличалось от лица сестры.

Элени Коллеони, 37-летняя жительница Нью-Йорка, раньше работала в туристической компании в Греции и Франции и видела тысячи людей. Она легко выделяла в толпе тех, кого связывали родственные узы, и узнавала тех, кого видела много лет назад.

Однажды, когда 31-летняя Сюза Займоглу разместила в интернете объявление о поиске соседа по комнате, она встретила потенциального квартиросъемщика и сразу узнала его по телевизионной рекламе. Человек был удивлен: реклама вышла в эфир семь лет назад, и он появился там всего на пару секунд.

55-летняя Дайана Мерчант в 11 лет смотрела школьный альбом старшего брата и запоминала лица учеников, никогда не встречаясь ни с кем из них. По ее словам, достаточно один раз увидеть лицо.

Лорен Уинслоу, 42-летняя жительница Северной Каролины, до сих пор помнит в деталях лица каждого ребенка из своего подготовительного класса. «Я всегда буду помнить их, но они не вспомнят меня».

Как и Уинслоу, многие суперраспознаватели обладают способностью хранить в памяти лица в течение длительного времени и могут узнавать их даже после того, как люди состарились. В одном из первых исследований использовался тест «До того, как они стали знаменитыми», в котором людям показывали изображения звезд в детстве. Достаточно даже части лица (например, если надета маска).

Эти способности не всегда равны исключительной памяти. Исследования показали, что способности суперраспознавателей не приводят к улучшению памяти на другие объекты или к повышению IQ. А люди с суперпамятью обрабатывают лица не так, как суперраспознаватели. Многие суперраспознаватели рассказывают, что на самом деле у них может быть плохая память на имена или местоположение. «Я никогда не смогла бы стать официанткой!» — говорит Уинслоу.

Есть некоторые свидетельства того, что общение с большим количеством людей в юном возрасте может помочь в распознавании лиц, но, по большому счету, вы не можете развить в себе навыки суперраспознавателя по желанию. По словам Джоша Дэвиса, психолога и исследователя из Университета Гринвич, в этих способностях, скорее всего, есть генетический компонент. В исследованиях близнецов идентичные близнецы, у которых все гены одинаковые, получили более схожие оценки по Кембриджскому тесту на запоминание лиц, чем неидентичные.

Существуют противоречивые данные о том, как именно суперраспознаватели воспринимают лица. Одно время существовало мнение, что они обрабатывают лицо более целостно, чем обычно, в некотором смысле захватывая весь облик сразу. Но в работе, опубликованной в 2022 году, выяснилось, что это не так. Суперраспознаватели, принимавшие участие в исследовании, сканировали лица быстрее и с большей точностью, чем участники контрольной группы, но при этом они концентрировали внимание на определенных частях лица, как и остальные участники.

Тем временем полицейские и криминалистические организации по всему миру начали создавать подразделения суперраспознавателей. В лондонской полиции есть такое подразделение, его сотрудники помогли опознать людей, участвовавших в беспорядках в августе 2011 года. Один из офицеров по имени Энди Поуп в период с 2012 по 2017 год идентифицировал 1000 подозреваемых в совершении преступлений, сопоставляя записи камер видеонаблюдения с фотороботами в полицейской базе данных.

Дэвид Уайт, психолог из Сиднейского Университета, и его коллеги сотрудничали с австралийским паспортным столом и полицией Нового Южного Уэльса. По его словам, сочетание технологии распознавания лиц и работы суперраспознавателей может давать более точные результаты, чем использование одного или другого по отдельности. «Лучше, если этим будет заниматься человек с высоким уровнем способностей, проверяющий паспорта или просматривающий записи камер видеонаблюдения, чтобы помочь полиции в расследовании», — считает Уайт.

Тем не менее Уайт предупреждает, что необходимо соблюдать меры предосторожности. Как и у обычных людей, у суперраспознавателей проявляется «эффект этнической принадлежности», то есть они не так хорошо распознают лица людей другой расы. Более того, в исследованиях, где сравнивались высококвалифицированные судебные эксперты и суперраспознаватели, именно последние были более уверены в решениях, даже в тех редких случаях, когда они ошибались. Напротив, когда судмедэксперты допускали ошибки, их уверенность была ниже: они лучше понимали, что могут ошибиться.

«Суперраспознаватели могут ошибаться, — объясняет Уайт. — Просто они ошибаются реже, чем люди с обычными способностями». Уайт отмечает, что в юридической практике, если присяжные услышат показания суперраспознавателя, они могут быть предвзяты и поверят всему, что говорит этот человек. Само название «суперраспознаватель» говорит о том, что человек обладает абсолютными сверхспособностями.

И это не единственные ограничения. В лабораторных тестах, когда им показывают лицо, суперраспознаватели умеют определять, видели ли они его раньше. Но когда их спрашивают о контексте или сцене, в которой они видели это лицо, они иногда оказываются не лучше остальных. По словам Уайта, суперраспознавателей нужно оценивать более систематически, особенно для работы в полиции.

Быть суперраспознавателем звучит классно, словно у вас есть суперспособности, но есть и обратная сторона. Многие из суперраспознавателей упоминали о том, что их способности могут вызывать у других людей дискомфорт: например, вы здороваетесь с кем-то в лифте, но он не узнает вас в ответ. Однажды Гюльсюн Очак, 44-летний житель Лондона, разговорился на выставке с человеком, которого, как ему казалось, он знал, и только потом понял, что никогда с ним не встречался, но видел его на странице общего друга в соцсети.

«В социальном плане это очень неловкая ситуация, когда я узнаю кого-то, а он меня не знает или не помнит», — говорит Коллеони. Она могла однажды увидеть кого-то на заправке, а через месяц или два увидеть его снова. «Мой мозг говорит: «Ты его знаешь!», — смеется она. — Но я абсолютно не знаю этого человека, я просто никогда не забываю лица».

Штеффи, 23-летняя жительница Вены, может узнать сотни людей, которые были на ее лекционных занятиях в университете, или тех, кого она видела в общественном транспорте. «Это приводило к странным встречам, потому что все эти лица казались мне такими знакомыми, а когда я разговаривала с посетителями своих лекций, они меня едва помнили, при этом я точно знала даже то, где они сидели в аудитории», — говорит она.

Сингх считает, что благодаря необычным способностям, он испытывает меньше опасений в обществе. Если он видел кого-то однажды, этот человек пересекает некий невидимый порог от совершенно незнакомого до знакомого. «Я думаю, что в окружении людей в кофейне, местном спортзале, книжном магазине я чаще, чем обычный человек, вижу знакомые лица, и это придает мне уверенность, которая недоступна другим людям».

Источник

Свежие материалы