€ 99.29
$ 93.00
Суперсила обоняния: как запахи связаны с памятью и обучением

Суперсила обоняния: как запахи связаны с памятью и обучением

Человек способен различать больше запахов, чем цветов, но мир ароматов до сих пор остается загадкой

Образ жизни Саморазвитие
Фото: Scott 97006/Flickr

Люди способны различать 1 триллион уникальных запахов. Для сравнения: человеческий глаз определяет около 100 миллионов цветов и оттенков. Мы обонятельный вид, считает специалист по чтению и образованию Наталья Куциркова из Университета Ставангера в Норвегии. Ее команда пытается определить влияние запахов на процесс обучения.

В поучительной сказке «Три поросенка» один поросенок построил дом из соломы, второй — из палочек, третий — из кирпичей. Первый и второй съедены волком, а третий остался в живых. В интерактивном научном центре Vitenfabrikken в Норвегии эту известную историю дополнили ароматами, чтобы по-настоящему оживить ее для маленьких посетителей. Сотрудники центра поняли, что для детей посещение музея — мультисенсорный опыт, и постарались улучшить эту сверхспособность тем, что часто упускается из виду — обонянием. Запах способен вызывать яркие эмоции и воспоминания, что делает его идеальным помощником для усиления впечатлений.

Экспозиция, посвященная сказке «Три поросенка», представляла собой прогулку по сюжету: дети могли зайти в домик каждого поросенка, построенный так, чтобы было удобно разместиться ребенку, и приоткрыть ароматную коробочку. В коробочках под перфорированной пластиной скрывались пропитанные различными запахами кусочки ваты. Каждый аромат был связан с одним из персонажей или с развитием сюжета. Было любопытно наблюдать за поведением детей в выставочном пространстве. Они трогали экспонаты, бегали, играли с элементами декораций, включали мини-лампочки в домиках. Движение и тактильные чувства углубляли их связь со сказкой, а обоняние поддерживало сквозную сюжетную линию.

Мощная связь между обонянием и воспоминаниями часто застает нас врасплох, отправляя в путешествия во времени и пространстве. Однажды утром, играя на фортепиано свою любимую пьесу, я почувствовал древесный запах и мысленно возвратился к ореховым деревьям в саду моего отца. Запах мог исходить от старой нотной тетради или от корпуса фортепиано, но для меня он ассоциировался с грецкими орехами. Когда я был ребенком, я бродил под этими деревьями, чувствуя под ногами твердую скорлупу, и эти ощущения были тесно переплетены с ароматом, который я ощущал, когда раскалывал орех. Мне трудно выразить этот аромат словами, но он настолько уникально связан с личными воспоминаниями, что кажется моим собственным. К слову, ореховые деревья не имеют явного запаха, как, например, эвкалипты или кедры, и большинство людей вообще его не различают, но я развил чувствительность к нему, собирая орехи. Или часами играя на пианино.

Когда я играю старые песни и освобождаю разум для воспоминаний, то переношусь в самое сердце отцовского сада, а в следующее мгновение уже сижу за фортепиано в гостиной дома моего отца, где бесчисленные часы уроков музыки наполнили мое прошлое мелодиями. Путешествуя по ароматам и звукам, оставшимся в моей памяти, я задаю себе вопрос: почему музыка и запах такие близкие родственники? Возможно, подобно композитору, создающему музыкальное произведение из нот, парфюмер добивается гармонии ароматов, смешивая их высокие и низкие «ноты», перемежая их «аккордами». Даже в названиях духов часто есть музыкальные термины. Рапсодия, рондо, симфония, прелюдия… Высококвалифицированные эксперты используют эти ассоциации, чтобы помочь людям запомнить свои любимые ароматы.

Моя команда в Университете Ставангера исследует включение запахов в учебные материалы. Наша цель — понять, как это может привлечь внимание детей, повысить их удовольствие от обучения. Несколько эмпирических исследований уже показали, что современные популярные методы, связанные в том числе с цифровым обучением, не помогают усваивать информацию. Они подавляют детей и сводят процесс чтения к шоу со множеством наворотов. А вот запах способен стимулировать глубокое чтение, привлекать внимание детей к элементам книги, провоцировать размышления, беседы с родителями или сверстниками и лучшее понимание историй.

Исследование связи обоняния и обучения у детей пока находится в зачаточном состоянии. Однако из экспериментов, проведенных с участием взрослых и животных, мы понимаем, что запахи могут существенно влиять на наше восприятие, вызывая воспоминания или эмоции, связанные с местом. Считается, что связь запахов и обучения обусловлена сложным взаимодействием памяти, внимания и обоняния. Известно, например, что некоторые ароматы повышают внимательность, а определенные области мозга (например, орбитофронтальная кора, которая участвует в принятии решений) реагируют на запахи. Причем на приятные и неприятные для человека запахи мозг реагирует по-разному. Поэтому вполне реально определить конкретную связь между запахами, механизмами обучения (вниманием и вовлеченностью) и результатами (пониманием прочитанного, изучением языка).

Каждое утро я тренируюсь, вдыхая различные ароматы и улучшая свое обонятельное восприятие. Это сделало меня более внимательным к окружающему миру. Я теперь даже запоминаю людей по их характерному аромату. И мне интересно, почему такое увлекательное царство запахов остается эксклюзивным для экспертов в области обоняния. Почему бы не предложить детям исследовать бесконечный мир ароматов, запоминать их и использовать для обогащения личного жизненного опыта? Почему мы не используем сенсорные ощущения более полно, даже имея доказательства сильной связи между сенсорным опытом и памятью?

Распознавание запахов имеет важное значение для обнаружения угроз, например, дыма во время пожара. Снижение или потеря обоняния становятся индикатором для некоторых заболеваний, например, для болезни Альцгеймера. Так что, в некотором смысле, тренировка обоняния — это не только личные удовольствия и ностальгические воспоминания, но и вопрос выживания. Точно так же, как мы можем смотреть на вещи, поворачивая голову, мы умеем находить запахи, приближаясь к различным объектам и вдыхая воздух. Люди способны различать 1 триллион уникальных запахов, что обусловлено наличием в носу сотен рецепторов. Для сравнения: человеческий глаз определяет около 100 миллионов цветов и оттенков. Мы обонятельный вид! Не стоит пренебрегать этим в повседневной жизни и в обучении.

В течение долгого времени при взаимодействии с текстами мы придавали большее значение зрению и слуху. Библиотеки делают упор на освещение и звукоизоляцию, а издатели книг — на визуальные чувства. Цифровые книги следуют тем же путем: они ориентированы на зрение и слух. Между тем в индустрии развлечений, особенно в кино, растет интерес к улучшению впечатлений за счет задействования всех органов чувств. Кинотеатры предлагают зрителям не только 3D-очки, но и вибрирующие сиденья, и ароматы. Немногие знают, что практика использования ароматов в кино изначально была предназначена не для улучшения впечатлений от просмотра, а для решения санитарных проблем: приятные запахи маскировали то, что невозможно было выветрить из плохо вентилируемых залов. Когда санитарные условия стали лучше, новаторы начали добавлять ароматы для усиления впечатлений от фильма. Один из первых ароматных фильмов, «Моя мечта», был показан в США в 1940 году.

Существуют и другие художественные формы, которые могут донести искусство запахов до мировой аудитории. Когда я был на выставке художницы Сиссель Толаас в музее Аструп-Фернли в Осло в 2021 году, я понял, что некоторые запахи могут быть посланиями за гранью языка. Ароматы способны сказать то, что словами никогда не передать. Целью одной из инсталляций выставки было привлечение внимания к тому, как связаны процветание норвежского лососевого промысла и деградация окружающей среды. Пока посетители рассматривали изображения лосося, их окружал незабываемый запах тухлой рыбы. Исследования показали, что наш мозг быстрее реагирует на неприятные запахи, чем на приятные или нейтральные. Художница интуитивно использовала этот феномен, чтобы вызвать у зрителя эмоции, передать важное сообщение, заставить задуматься.

Неприятные запахи — самая яркая часть обонятельных выставок. Когда наша команда создавала инсталляцию по мотивам «Трех поросят», для нас было важно, чтобы запахи были не просто трюком, а частью повествования. Дети проявляли интерес к коробочкам с ароматами, но большая часть их внимания была обращена к возможному появлению волка. Физически фигура этого персонажа в выставочном пространстве отсутствовала, но запахи и звуки намекали на его приближение. Примечательно, что запах волка был разработан так, чтобы становиться сильнее со временем, и дети уловили этот аспект.

Но самое главное заключается в том, что запахи не только усиливают эмоциональный отклик. В эксперименте, который мы проводим прямо сейчас, изучается влияние добавленных ароматов на вовлеченность детей и их обучение посредством чтения. Исследования со взрослой аудиторией показали, что, когда читатели обращают внимание на запахи в книге, это вызывает в их сознании мысленные образы, которые заставляют погрузиться в более глубокое чтение. Исследователь дизайна Моника Бордегони и ее коллеги утверждают, что добавление определенных ароматов к чтению может не только улучшить впечатления от прочитанного, но и ускорить усвоение материала. Ученые провели пилотное исследование со взрослыми, используя книгу, в которую были встроены ароматы. Результаты показали, что включение запахов делает процесс чтения более приятным и улучшает понимание содержания. Наше исследование является первым, в котором проверяется, действуют ли подобные механизмы на юных читателей.

Известно, что чтение книг улучшает когнитивные способности и пополняет словарный запас детей. Наша гипотеза заключается в том, что добавление ароматических стимулов усовершенствует этот процесс. Когда ребенок во время чтения сталкивается с неожиданными запахами, это может вызвать чувство удивления и любопытства. Такие сюрпризы способны привлечь внимание и сделать чтение увлекательным, а также побудить детей уделять более пристальное внимание тексту.

Мы выдвинули на первый план обоняние, а не все органы чувств сразу по той причине, что, согласно теории когнитивной нагрузки, система обработки информации у человека ограничена. Одновременная стимуляция нескольких чувств может утомить ребенка и привести к снижению внимания. В 2018 году было проведено исследование, которое показало, что обычный текст запоминается лучше, чем гипертекст, а цифровые книги со множеством эффектов либо вовсе не оказывают никакого влияния, либо снижают обучаемость. Поэтому так важно остановиться только на одном виде стимулов.

На данный момент мы остановились на ароматах, содержащихся в небольших контейнерах, расположенных перед экраном iPad, на котором отображается цифровой текст. Эти ароматы не привязаны к конкретным объектам, они абстрактны по своей природе, но каждый связан с определенной эмоциональной тональностью, заключенной в истории. Приятные ароматы соответствуют началу повествования, неприятные — проблеме и снова приятные — для разрешения трудностей.

А пока в магазинах не появились книги со встроенными ароматами, есть много других ресурсов, которые можно использовать для стимуляции обоняния. Находитесь ли вы на кухне или на прогулке на природе, найдите минутку, чтобы погрузиться в мир ароматов. Поощряйте детей связывать определенные запахи с конкретными воспоминаниями и образами. Хотя у нас может не быть слов для обозначения всех запахов (а детям слов особенно не хватает), они могут реагировать на приятные или неприятные ароматы языком тела. Поощряйте их танцевать или делать определенные движения в зависимости от запаха – это не только обогатит их опыт, но и повысит сенсорное восприятие и когнитивные навыки.

Если вы взрослый человек и хотите улучшить свое обоняние, рассмотрите метод, используемый профессиональными парфюмерами для совершенствования обонятельных навыков. Они связывают запахи и эмоции. Помните: глубокая связь с памятью подчеркивает, что наше обоняние далеко не безмолвно; оно тонко формирует нашу личность. Иногда запахи могут действовать как утешительные маяки, ведущие нас через заветные воспоминания, но они также могут раскрыть дремлющие травмы или неприятные воспоминания. Учитывая эту силу, крайне важно гарантировать, что следующее поколение сможет проложить путь к использованию потенциала нашего носа для навигации по личному опыту.

Источник

Свежие материалы