Куриный переполох: смогут ли люди решить проблему избыточного потребления мяса

Куриный переполох: смогут ли люди решить проблему избыточного потребления мяса

Самым популярным источником белка в мире становится курятина. Но к 2075 году в потреблении мяса может кое-что измениться

Будущее Образ жизни
Фото: Tha Masternoop/Flickr

За столетие, прошедшее с момента зарождения современной индустрии производства курятины, она обогнала по популярности говядину и свинину. Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в ближайшее десятилетие нас ждет резкое ускорение этой тенденции. Это будет иметь огромные последствия для изменения климата, благополучия животных и экономического развития.

В настоящее время человечество выращивает 74 миллиарда кур в год, а к 2032 году эта цифра возрастет примерно до 85 миллиардов, то есть увеличится на 15%. Для сравнения, количество коров и свиней, выращиваемых на мясо, к 2032 году возрастет до 365 миллионов и 1,5 миллиарда голов соответственно.

На страны с высоким уровнем дохода приходится всего 16% населения Земли и 33% потребляемого мяса. Однако ситуация быстро меняется: в то время как в странах с высоким уровнем дохода потребление мяса не увеличивается, а в Европе в ближайшее десятилетие ожидается его снижение, в регионах со средним уровнем дохода, таких как большая часть Азии и Латинской Америки, оно быстро растет.

Экономисты называют это законом Беннета, который утверждает, что по мере выхода из бедности люди переходят от преимущественно растительной диеты, содержащей много злаков и крахмала, к более разнообразной диете, содержащей мясо и молочные продукты, а также фрукты и овощи. Производство продуктов второго типа диеты провоцирует гораздо больше вредных выбросов для окружающей среды, по сравнению с первым типом. Ожидается, что по мере того, как сотни миллионов людей будут переходить в средний класс, поголовье кур в мире достигнет непостижимых масштабов.

Популярность курицы

Глобальный переход от красного мяса к белому объясняется, в частности, простыми экономическими соображениями. Выращивание курицы более эффективно, чем свиньи и крупного рогатого скота, и оно обходится гораздо дешевле. Инфляция в сочетании со стагнацией заработной платы в мире заставляет людей переходить на более дешевое мясо.

В результате в мире доминируют курятина: на каждого человека на Земле ежегодно убивают более девяти куриц. Поскольку куры маленькие, для получения эквивалентного количества мяса от одной коровы их требуется около 100.

Мы едим так много курятины, что некоторые археологи считают, что их кости определят нашу современную эпоху. Триллионы куриных костей, которые мы оставим после себя будущим цивилизациям, будут свидетельствовать о нашей изобретательности в доминировании над природой с целью производства все большего количества мяса, о неспособности потреблять его в разумных пределах и о холодном безразличии к благополучию животных.

Жестокость к пернатым

Стремясь к увеличению количества мяса на столе, современная птицеводческая промышленность превратила курицу в пернатого Франкенштейна.

Современные куры выращиваются с невероятно высокой скоростью, достигая товарного веса всего за шесть-семь недель. Их масса в пять раз превышает показатели предшественниц. Все это вызывает целый ряд проблем со здоровьем и благополучием, поэтому активисты-животноводы называют кур «узниками в собственном теле».

Многие куры с трудом ходят и в итоге проводят большую часть своей короткой жизни, сидя в собственных отходах, на огромных, тускло освещенных складах с десятками тысяч других кур. В последние годы группы защиты животных успешно проводили кампании, добиваясь от крупных пищевых корпораций принятия обязательств по улучшению содержания птицы, однако, согласно недавнему отчету, многие компании либо отозвали свои обязательства, либо не сообщили о достигнутом прогрессе.

Возможно, мы начнем есть меньше мяса… в 2075 году

Процветание человека и страдания животных существуют в неком извращенном симбиозе. Экономический рост ведет к увеличению производства и потребления продуктов питания, что, в свою очередь, приводит к ускоренному росту населения и увеличению продолжительности жизни, а значит, требует более интенсивного выращивания мяса на фабриках, чтобы насытить растущее население. Для людей этот цикл оказался удивительным… Сегодня недоедает гораздо меньше людей, чем в 1970-е годы, и призрак голода в значительной степени отступил. Но этот цикл стал катастрофой для окружающей среды и животных.

Однако в докладе Организации экономического сотрудничества и развития предполагается, что этот цикл может пойти в обратную сторону примерно в 2075 году. По прогнозам авторов доклада, до 2040 года рост потребления мяса будет происходить в странах с доходами выше среднего, а затем до 2075 года спрос будет определяться странами с низким доходом. После этого мировой спрос на мясо может начать снижаться.

В докладе отмечается, что спад может наступить даже раньше из-за нехватки ресурсов и экологии, а животноводческий сектор сталкивается с целым рядом неопределенностей, которые будут влиять на рост: проблемы общественного здравоохранения и благополучия животных, торговая политика, воздействие климата, например, экстремальные погодные явления, уничтожающие урожай и скот, которые, как ожидается, будут усиливаться в ближайшие годы.

Кроме того, существуют заболевания зоонозного характера. В последние годы африканская чума свиней уничтожила свиноводческую отрасль Китая, а вспышки птичьего гриппа опустошили рынки птицеводства.

Этот спад более или менее уже начался в Европе, где производство мяса падает, а его потребление, по прогнозам, будет снижаться в течение следующего десятилетия.

Сложные уроки

Вполне понятно стремление правительств стран с низким и средним уровнем дохода к достижению западного уровня потребления продуктов животного происхождения. За последние полвека они успели убедиться, что страны с высоким уровнем дохода потребляют очень много мяса. Но мы знаем, к чему приводит изобилие дешевого мяса и молока: к загрязнению воздуха и воды, массовой вырубке лесов, разрушению биоразнообразия, хроническим болезням, ускорению изменения климата, повышению риска пандемий и жестокому обращению с животными в огромных масштабах.

Если специалисты Организации экономического сотрудничества и развития правы, то промышленная мясная машина будет производить все большее количество мяса именно в тот момент, когда, по мнению климатических экспертов, нам необходимо быстро сократить производство животноводческой продукции, чтобы сохранить планету пригодной для жизни.

Группы по защите окружающей среды, коренных народов и животных на Глобальном Юге противостоят экспансионистской политике фабричного животноводства. Эта борьба, пожалуй, идет наиболее остро в Латинской Америке, в том числе в Бразилии, где земли коренных народов незаконно захватываются для выпаса скота и выращивания кормов, и в Эквадоре, где международные организации, такие как Всемирный банк, финансируют крупные свиноводческие и птицеводческие комплексы.

Только население стран с низким и средним уровнем дохода может определить необходимый уровень производства и интенсификации мясной продукции, чтобы сбалансировать свои потребности в продовольствии с проблемами общественного здоровья, экологии и благополучия животных. Однако столетний эксперимент по созданию фабричного животноводства оказался экологической и этической катастрофой, которую мы только сейчас начинаем осознавать. 

Источник

Свежие материалы