По рецепту от ИИ: к чему приведет персонализированное питание

По рецепту от ИИ: к чему приведет персонализированное питание

Издание The Economist опубликовало свой взгляд из 2035 года на то, как и что мы будем есть

Будущее Образ жизни
Фото: MTSOfan/Flickr

«Пусть еда будет твоим лекарством, а лекарство — твоей пищей». Наказ Гиппократа, определившего принципы медицины в Древней Греции, яркими голографическими символами парит над главной сценой Всемирного экономического форума в Давосе. Главная тема этого года — как сделать персонализированное питание более доступным для тех, кто не может позволить себе его преимущества. Самые горячие темы: должны ли метабо-часы, имплантаты и другие персональные приборы для отслеживания питания быть бесплатными для всех (как это уже сделано в некоторых скандинавских странах), почему персонализированное питание полезно для бизнеса, и вечные дебаты о том, как правительствам лучше всего регулировать использование корпорациями персональных данных потребителей.

Несмотря на споры, существует единодушное мнение, что за последнее десятилетие рост персонализированного питания сделал многое для популяризации здорового и экологически чистого образа жизни. В 2031 году доля страдающих ожирением американцев снизилась впервые более чем за 20 лет, а уровень заболеваемости диабетом падает уже три года подряд с исторического максимума в 22%. Европейцы тоже становятся стройнее и здоровее.

Однако прогресс оказался медленнее, чем ожидалось, и в странах с развивающейся экономикой ожирение все еще растет. Экологически рациональное питание, хотя и становится более популярным в развитых странах, все еще не позволяет достичь цели «диеты для здоровья планеты», поставленной учеными в 2019 году в медицинском журнале Lancet. Эта цель, которую обязались поддержать крупные производители продуктов питания и многие другие компании, предусматривает сокращение на 50% потребления красного мяса и сахара во всем мире и двукратное увеличение потребления орехов, фруктов, овощей и бобовых в период с 2020 по 2050 год.

То, что персонализированное питание — это лучший способ стимулировать спрос на более здоровые и экологически чистые продукты, стало ясно в середине 2020-х годов. Десятилетием ранее ученые столкнулись с тем, что однообразные диетические рекомендации в виде пищевых пирамид, маркировки сахара и жира и т.д. не смогли переломить ситуацию с диабетом, ожирением и другими заболеваниями, вызванными неправильным питанием. Модные диеты с приставками вроде «кето» или «палео» работали для части людей, но были бесполезны для многих, если не для большинства  тех, кто их пробовал. А люди, сбросившие вес, часто с трудом его удерживали.

Диеты, которые появились и просуществовали до 2020-х годов, требовали несгибаемой силы воли и тщательного планирования. Однако самой большой проблемой было то, что они не признавали, что организм людей по-разному реагирует на одни и те же продукты питания. К концу 2010-х годов все больше научных данных свидетельствовало о том, что совершенно здоровые для одного человека блюда могут стать для другого короткой дорожкой к диабету, ожирению или сердечным заболеваниям.

Оказалось, что даже одна и та же пища, съеденная одним и тем же человеком в разное время суток, может усваиваться более или менее здоровым образом, в зависимости от других режимов питания, сна и физических нагрузок. Самым важным открытием стала роль микробиома, колонии из 100 трлн микробов, живущих в кишечнике человека. Оказалось, что микробиом — это фабрика по переработке пищи в различные вещества, необходимые организму для функционирования, а также в вещества, вызывающие ухудшение здоровья. И микробиом каждого человека уникален.

Знаменательной вехой в развитии идеи персонализированного питания стало исследование, опубликованное в 2015 году учеными из Института Вейцмана в Израиле. Они разработали алгоритм, основанный на искусственном интеллекте, который мог точно предсказать реакцию человека на тот или иной продукт питания, измеряемую с помощью непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови с помощью небольшого устройства, прикрепляемого к верхней части руки. Скачки глюкозы в крови после еды являются известными индикаторами увеличения веса и целого ряда метаболических нарушений. Алгоритм использовал данные об образе жизни, медицинских показателях и составе микробиома. В течение трех лет ученые в Америке, Великобритании и Германии повторили работу израильской команды, и бизнес персонализированного питания вступил в новую эру.

В начале 2020-х годов число стартапов, предлагающих индивидуальные рекомендации по питанию с помощью алгоритмов, резко возросло. Некоторые из них использовали отправляемые по почте образцы жидкостей организма или устройства непрерывного мониторинга для отслеживания уровня глюкозы, липидов, витаминов и так далее. Некоторые, включая DayTwo, Million Friends и Zoe, занимались также изучением микробиома (посредством геномного анализа всего, что было обнаружено в образце кала человека). Многие фирмы делали лишь необходимый минимум: проверяли наличие нескольких генов, которые были связаны с определенными реакциями на различные продукты питания. К концу 2020-х годов рынок достиг стадии зрелости после жесткой перестройки.

Поддержка на каждом этапе

Несколько фирм добились успеха и стали известными на весь мир. Компания EatLogic, вторая по величине, в прошлом месяце согласилась на приобретение компанией Google, при условии одобрения регулирующими органами. У всех лидеров, по сути, одна и та же бизнес-модель. Их приложения и алгоритмы определяют, что люди должны есть и чего избегать, и отслеживают, что находится в их шкафах, холодильниках и корзинках интернет-магазинов. В рецептах, созданных искусственным интеллектом, используются вкусовые сочетания, которым отдают предпочтение ведущие шеф-повара. Кроме того, приложения анализируют меню ресторанов и рекомендуют, какие блюда лучше заказать, иногда с небольшими изменениями, например, заменой овощей или заправки для салата. Все это помогает людям сделать правильный выбор продуктов питания. Точность постоянно повышается по мере того, как импланты и носимые устройства в паре с этими сервисами становятся все меньше, дешевле и умнее.

Производители кухонной техники, такие как Philips и Samsung, занимают центральное место в экосистеме персонализированного питания с начала 2020-х годов. В Давосе их руководители говорили о проблемах и возможностях для здравоохранения, связанных с разработкой более дешевых моделей для развивающихся рынков, где быстро растет число домохозяйств среднего класса (ожирение также наиболее распространено в этом демографическом сегменте). По расчетам руководителей отрасли, в таких странах, как Индия и Кения, около 20% домохозяйств могут позволить себе умный холодильник, хотя и с гораздо меньшим количеством функций, чем модели, которые сегодня являются стандартными в Америке. В 2034 году чуть более половины американских семей будут пользоваться «умным» холодильником, подключенным к персональному счету питания. Пищевая промышленность также удивительно быстро адаптировалась к революции персонализированного питания, учитывая то, как медленно она двигалась к снижению содержания соли и сахара в переработанных продуктах. Ее трансформация очевидна на полках супермаркетов, где приготовленные продукты доступны в нескольких вариантах, настроенных на каждый из основных метабо-типов, выявленных учеными. (Некоторые варианты, например, содержат больше жира и клетчатки, но меньше белка).

Искусственные мясо и рыба, выращенные из стволовых клеток животных, которые в 2034 году по объему продаж превзошли традиционные сорта, также выпускаются в виде метаболических разновидностей, включающих различные соотношения жиров, белков, минералов и витаминов, содержащихся в «настоящих» животных продуктах. Меню ресторанов также все больше ориентируется на наиболее распространенные метабо-типы среди клиентов.

Одна из самых спорных тем, обсуждавшихся в Давосе, — как сделать персонализированное питание более доступным. Услуги первого поколения, в начале 2020-х годов, стоили несколько сотен долларов за первые анализы и последующие большие ежемесячные платежи. Сегодня самые базовые тарифные планы дешевле примерно на 80% с учетом инфляции. Пользователи, позволяющие компаниям продавать свои персональные данные, получают значительные скидки, хотя некоторые регулирующие органы стремятся ограничить эту практику. Работодатели, страховые компании и правительства все чаще субсидируют индивидуальные планы питания и предлагают ваучеры и другие привилегии лояльным пользователям.

Но стоимость — не единственное препятствие для более широкого распространения. В Англии Национальная служба здравоохранения предлагает бесплатный план для всех, а также субсидируемые персональные устройства, которые можно использовать в паре с ним. Это объясняет, почему около 70% взрослых в Англии сейчас пользуются услугами персонализированного питания, что является самым высоким показателем в мире. Чтобы убедить оставшиеся 30%, потребуется гораздо больше, чем бесплатные гаджеты. Многие относятся к этой идее с недоверием из-за теорий заговора, которые врачи изо всех сил пытаются опровергнуть.

В заключительной дискуссии на главной площадке Давоса большинство выступающих с оптимизмом оценивали будущий потенциал технологии, в то время как некоторые беспокоились о сложности расширения использования технологии в «сомневающихся» группах. Дискуссия закончилась на немного грустной ноте. Похоже, персонализированное питание не всем по вкусу.

Источник

Свежие материалы