Новая женственность: компромисс, интеграция и сопротивление Западу
Циньюэ Сунь, специалист по коммуникациям из Университета Дрекселя, объясняет, на каких трех драконах стоит современная китайская бьюти-культура
ЯвленияВ течение прошлого века западные стандарты красоты – худоба, светлая кожа, большая грудь, большие глаза, маленький нос и высокие скулы – заполонили культуру разных стран мира.
Но господство этих идеалов начало давать трещины.
Последние несколько лет я как исследователь социальных медиа стала замечать в китайских соцсетях значительные изменения в стандартах красоты.
Экономические успехи Китая позволили ему стать крупным игроком на мировом рынке красоты, и собственная бьюти-индустрия начала пересматривать концепцию женской привлекательности.
От «железных женщин» к западным идеалам
Как пишет философ Мита Рани Джа, во всем мире индустрия красоты долгое время была сферой «непрекращающейся борьбы за экономическое развитие и активность, современность, социальный престиж и власть».
Еще с 1920-х годов китайские постеры-календари стали изображать европеизированных женщин как символ «шанхайской современности».
Однако после прихода к власти в 1949 году Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун отверг западные идеалы красоты как «буржуазное тщеславие». Его режим был направлен на устранение гендерных различий путем продвижения более брутального женского образа – «железных женщин», которые управлялись и с тракторами, и со сварочными аппаратами.
Изменения начались в 1980-е годы в связи с китайской политикой открытых дверей.
В этот период возникла «мейнюй цзинцзи», или китайская экономика красоты. Полностью отказавшись в этом вопросе от прежней коммунистической идеологии, она легализовала капиталистическое бьюти-потребление.
Этот сдвиг привел к стремлению копировать западный тип лица с его более белой кожей, более высокой переносицей и «двойным веком». Последнее достигается путем хирургической операции, известной как «азиатская блефаропластика», с помощью которой создается складка на веке, что приводит к увеличению глаз и их более гармоничной форме.
Расщепленная женственность
Однако в последние годы в китайских соцсетях появилась уникальная бьюти-культура. Различные ее вариации, на мой взгляд, отражают напряженное и противоречивое взаимодействие разных культурных сил.
Одну из вариаций, ставшую чрезвычайно популярной, я называю «расщепленной женственностью». Слово «расщепление» использую, потому что возникший в ее рамках образ колеблется между гиперсексуальностью и детскостью.
В расщепленной женственности такие качества, как чистота и невинность, сосуществуют со страстью и эротикой. Для этого кажущегося противоречия даже есть китайский термин – «чунь юй», или «чистота и желание». Другой близкий термин – «кэ тянь кэ янь» – метафорически определяет этот тип привлекательности через сочетание сладкого и соленого вкусов.
Вместе эти определения и сопутствующие им образы подразумевают гибкую женственность, которая может переключаться между доминированием и подчинением, сексуальностью и миловидностью.
Расщепленная женственность часто используется для определенных ситуаций, например, свиданий. В этой парадигме один из популярных стилей макияжа называется «сянь нюй ло лэй», что переводится как «фея плакала, а мужчина преклонял колени». Этот конкретный образ призван запечатлеть и подчеркнуть женскую уязвимость. Многие из его адептов говорят, что это лучший образ для женщин, дискутирующих с мужчинами.
По сути, расщепленная женственность объединяет характерную для традиционных патриархальных ценностей Китая пассивную женственность с коммерциализованной женской сексуальностью.
Глобализированная женственность
Еще одна вариация – «глобальная женственность» – сосредоточена на транснациональных и кросс-культурных темах красоты.
Для создания разнообразных форм женственности, преодолевающих культурные границы, китайские бьюти-блогеры опираются на образы мировых звезд, исторические эпохи и обзоры в популярных СМИ.
Например, для тайских стандартов красоты характерны густые брови и теплый тон кожи, а для западных – сексуализированный, провокационный образ с подчеркнутыми контурами лица. Китайские бьюти-блогеры объединяют эти различные веяния, чтобы создать новые модели женственности.
На многие модные сейчас бьюти-тренды повлияла и корейская культура, а женщины-айдолы являются важным источником вдохновения. Дженни Ким, участница K-pop группы Blackpink, прославилась своим расслабленным уличным стилем одежды в сочетании с мягким и женственным лицом. Ее уникальный стиль послужил основой для образа «грозная малышка».
Может показаться, что популярность глобализированной женственности – это сигнал отхода от идеалов красоты, ориентированных на Запад. Но важно признать, что многие из этих глобальных источников вдохновения уже были вестернизированы или являются продуктом ассимиляции западной красоты.
В Китае тенденцию к глобализированной женственности стоит рассматривать как переосмысление устоявшихся западных бьюти-стандартов и их адаптацию к китайскому контексту.
Женственность в национальном духе
Национально ориентированная женственность, называемая «китайской красотой», также становится всё более популярной в китайских соцсетях.
Эта вариация женственности обращается к тому, чем гордится нация, и, объединяя китайскую эстетику и современность, опирается на традиционную китайскую культуру, образы и метафоры. Классические китайские мифы, такие как «Сотни птиц поклоняются Фениксу», и китайская литература, подобная роману «Путешествие на Запад», вдохновляют на экстравагантные, насыщенные символизмом образы.
Одной из иллюстраций слияния традиционных и современных бьюти-техник является использование макияжа пекинской оперы, для которой характерна мраморно белая кожа, красные губы и изящно изогнутые брови.
Для китайских брендов национально ориентированные бьюти-тренды стали способом увеличить свою долю на рынке и преодолеть негативные коннотации, некогда связанные с made in China.
Хотя западный капитализм и потребление долгое время управляли мировой бьюти-индустрией, эволюция китайской культуры красоты – это не просто история ассимиляции или подчинения.
Это сложный процесс, включающий компромисс, интеграцию и сопротивление господству западных идеалов красоты. Возникновение женственности в национальном духе, популярность расщепленной женственности и движение в сторону глобализированной – всё это проявления динамики данного процесса.
Поскольку современная китайская бьюти-культура сочетает в себе традиционную китайскую культуру, современную эстетику и глобальные влияния, она обещает стать уникальной и присущей только Китаю.