Выдуманное беспокойство: почему готовиться к технологиям будущего бесполезно

Выдуманное беспокойство: почему готовиться к технологиям будущего бесполезно

Футуролог Кевин Келли рассуждает о том, сколько хайпа нужно амбициозному проекту будущего, чтобы дать ему возможность реализоваться

Будущее
Кадр из фильма "Робокоп"

То, что, по нашему мнению, должно произойти, важнее того, что когда-либо происходило.

Но картина будущего – это всего лишь фантазия, ее нет в реальности. Тем не менее, прежде в истории нашего вида мы никогда не посвящали столько времени, энергии и внимания вещам, которые, как мы все знаем, не существуют. Раньше общества могли выделять значительную часть своих ресурсов на обеспечение жертвоприношений богам, в существование которых они верили (но которых на самом деле не было). Вера в их реальность была важна. Сегодня мы тратим ресурсы на образы будущего, в котором хотели бы существовать, но должны признать, что не существуем.

Например, высокобюджетные голливудские научно-фантастические фильмы посвящены вещам, которых нет. Танос, Дарт Вейдер, Клингоны – их нет в реальности. Как и огромных космических кораблей, варп-скорости и телепортов. Но это не просто фантастика. Практически любая детальная картина будущего по определению требует большого внимания к тому, чего не существует. В рекламе новых продуктов часто изображают их несуществующие версии ради продажи существующих и куда более скромных.

Каждая начинающая компания тратит свои ресурсы на образ того, чего нет в реальности. Иногда этот образ намеренно отодвигается на несколько десятилетий вперед, а иногда – всего на несколько лет. Чем амбициознее идея – то есть чем дальше она от реальности, – тем больше вероятности, что она будет воспринята как хайп, как преувеличение и даже выдумка. Хайп – это сочетание утопии и стремления воплотить ее в жизнь.

Мы не воспринимаем как хайп то будущее, которое описано в «Звездном пути», потому что создатели не пытаются воплотить его в реальность. Они хотят сделать всё правдоподобным, а не существующим в действительности.

Но чтобы воплотить в жизнь что-то сложное, на данный момент не существующее, определенная доля преувеличения нужна. Вам нужно немного ажиотажа, чтобы вывести продукт на рынок и сделать его широко востребованным. Вы должны вообразить его в мельчайших деталях, а потом добиться того, чтобы другие его увидели и поняли его ценность. И это может оказаться нелегко, особенно когда связано с чем-то новым. Для того и требуется определенная доля хайпа. Большинство создателей искренне верят в то, что на данный момент не существует, и продолжают верить в это, чтобы сделать реальностью.

Неадекватный уровень хайпа возникает тогда, когда есть только хайп, когда предлагаемая идея слишком далека от того, что на самом деле сделано или может быть сделано вообще. Существует тонкая грань между уместным и неуместным хайпом, и зачастую осознать это получается только задним числом.

Одним из важных последствий хайпа является то, что образ желаемого часто является образом от критиков новых технологий. Когда мы начинаем думать о темной стороне новых вещей, мы обычно склонны представлять ее более реальной и значимой, чем есть на самом деле. Другими словами, мы склонны беспокоиться о вещах, которых (пока) не существует. На самом деле большинство известных технологий, вызывающих у людей тревогу, – это то, что может десятилетиями не воплощаться в реальность, если вообще когда-нибудь воплотится. Подобные негативные образы так же нереальны, как и позитивные. Некоторые называют эту критику технологий «выдуманным беспокойством». Люди тревожатся о том же, о чем мечтают изобретатели. Но в конечном итоге критики тратят внимание и ресурсы на то, чего нет в реальности.

Примеров этому множество, как в прошлом, так и в настоящем. Целые академические отделы занимаются изучением этических последствий генной инженерии человека, например, клонирования. Но до сих пор доказано лишь то, что изучать человеческие клоны невозможно, потому что их не существует. Человеческие клоны – это выдуманное беспокойство. Как и «спроектированные дети».

Точно так же, как существуют определенные уровни хайпа, существуют и определенные уровни выдуманного беспокойства – это, по сути, тот же хайп, только с противоположным зарядом. Нам совершенно необходимо представлять себе не только пользу, которую могут принести новые вещи, но и возможный вред. Выдуманное беспокойство становится проблемой тогда, когда мы действуем исходя из него, когда, не имея доказательств реального вреда, начинаем писать законы или проводить новую политику.

Прямо сейчас есть много тревоги по поводу искусственного интеллекта. Критики ИИ беспокоятся о том, чего не существует и, возможно, не будет существовать еще долгое время. Хотя я думаю, что в будущем ИИ неизбежно появится, но проблема его отсутствия сейчас заключается в том, что у нас нет данных, на основе которых можно было бы выстраивать нашу реакцию.

К 2022 году ни одна машина не ездит сама по себе. Ни один водитель не потерял работу из-за ИИ. Из-за ИИ по факту никто и нигде не был уволен. Роботы на сегодняшний день не могут переворачивать котлеты для гамбургеров. Не могут почистить ваш туалет. У нас нет данных о том, как выглядит жизнь с функционирующими роботами. Мы можем придумывать истории (и делаем это), но они пока лишь вымысел.

Однако фантазии о будущем полезны и важны. Влияние научной фантастики – как утопий, так и антиутопий – на формирование современной жизни огромно. Но мы знаем наверняка, что научная фантастика никогда не предсказывает всё точно. Это ненадежная машина предсказаний. Поэтому мы не должны принимать политических решений, основанных на вымысле. Нам нужно управлять своей жизнью, исходя из доказательств того, как изобретения функционируют в реальности.

Удивительным является то, что никогда в истории мы не думали о событиях, настолько опережая их появление. Создание искусственного интеллекта и генной инженерии станет самым подготовленным событием в истории нашего вида. Мы будем о них думать, спорить, дискутировать не меньше чем за сто лет до их реального появления.

И мы должны помнить, что наша подготовка была сформирована рассказчиками историй, хайпом и выдуманным беспокойством. Реальность же будет совсем другой. И с совсем другой историей.

Источник

Свежие материалы