«Конечная цель — не вечная правота, а поиск лучших способов ошибаться»

«Конечная цель — не вечная правота, а поиск лучших способов ошибаться»

Директор по персоналу Spotify Катарина Берг дает 6 рекомендаций для тех, кто устал от бесконечного выбора

Лидерство Саморазвитие
Фото: Christine Lynch/Flickr

Хотя большинство людей любят свободу и выбор, а особенно свободу выбора, психологическая наука уже давно утверждает, что слишком много его связано не только с неспособностью принять решение, но и с более высоким уровнем тревоги и неудовлетворенности. Примечательно, что это верно даже в случае, когда для упрощения принятия большинства наших решений используются алгоритмы и искусственный интеллект. Если вы обнаружите, что на выбор фильма потратили больше времени, чем на его просмотр, если решение о том, какой ресторан или какую гостиницу забронировать, превращается в шестичасовой экзистенциальный кризис, очевидно, что избыток выбора и информации явно не повышает эффективность повседневной жизни.

Похожим образом сотрудники и руководители, сталкиваясь с повседневными рабочими проблемами, оказываются подавленными широтой возникающего спектра возможностей и вариантов выбора. Будь то определение стратегии, разработка новых продуктов, формирование команды или принятие решения о карьерном росте, ничто не выглядит простым и безболезненным, а возможность обдумать гипотетические сценарии и результаты потребляет наши умственные ресурсы так, как оперативная память компьютера 90-х годов, и создает своего рода усталость от принятия решений. А если вы добавите сюда еще ряд дилемм #firstworldproblem, которые работники развитых стран решают ежедневно, например, сориентироваться в море вариантов онлайн-доставки обеда, определить желаемые характеристики своего кофе или отследить распродажи последней Черной пятницы, неудивительно, что технологические достижения не привели к росту продуктивности.

Хотя мы не можем остановить усложнение мира (даже временно сбежав в индийский ашрам, в Марокко на ретрит по медитации или в Коста-Рику за идеальной волной), мы можем и должны обратить внимание на нашу способность принимать лучшие решения в условиях постоянно растущей сложности и неопределенности. Сложность не является объективным и неотъемлемым качеством мира – это лишь интерпретация вещей. Так, например, неведение создает иллюзию простоты или небольшая информированность приводит к гораздо большему ощущению сложности, чем это делают серьезные знания. Сложность, по крайней мере с психологической точки зрения, в значительной степени вызвана сама собой.

Распространенной проблемой является и неспособность расставить приоритеты. Это приводит к тому, что умные люди тратят свои драгоценные интеллектуальные ресурсы на решение рутинных и тривиальных проблем. Интеллект нужен, чтобы делать сложные вещи простыми, а не наоборот. Когда вы загружены решением мелких вопросов, где пообедать с другом, что съесть, что надеть, как ответить на сообщение, вы будете пренебрегать более важными и значимыми вопросами, как установить контакт с новым потенциальным клиентом или коллегой, как приобрести новый навык или хобби и т. п. Чем дольше вы принимаете небольшие решения, тем меньше готовы к переменам. Видимые усилия при выполнении простейших задач опустошают и истощают вас точно так же, как тренировка самоконтроля в конечном итоге ослабляет ваши душевные силы.

Отказ принимать решение – тоже решение. Как это связано со сложностью мира, как с этим бороться, каковы последствия этого в условиях постоянных изменений – значимость данных вопросов будет расти и для отдельных людей, и для организаций. Как вы обеспечиваете готовность вашей команды справляться с неопределенностью в мире постоянных изменений, всегда быть включенными и на связи?

Работа в мире, где всё со всем связано, означает, что возможности, когда-то ограниченные конкретными отраслями и местоположением, теперь могут вызывать эффект волны. Несложно увидеть, как этот новый мир влияет на способность принимать решения. Как вызывает страх, что любой выбор, который мы можем сделать, может оказаться неверным. Сейчас так много неопределенности и в то же время так много информации, что это способно спровоцировать огромный стресс и неосознанное чувство бессилия. Беспокойный мир – это не тот мир, в котором мы постоянно обновляем новости, а тот, который дает нам возможность их получать.

Нам нужно принимать решения быстро, но при этом мы должны представить все возможные данные и идеи, прежде чем сформулируем свое мнение и рискнем сделать ставку. И хотя успех или неудача могут зависеть от скорости нашего ответа, мы продолжаем собирать большие и маленькие объемы информации. Когда мы охвачены беспокойством, любое решение способно быть потенциально разрушительным. Тревога приводит нас в состояние пассивности, потому что мы боимся сделать неправильный выбор. Поэтому мы склонны откладывать и решения, и действия.

Итак, как практиковать принятие лучших и быстрых решений, когда вы стараетесь не отстать или перегружены отвлекающими факторами? Вот шесть рекомендаций.

Когда нужно быть решительным и доверять своей интуиции

Скорее всего, вы уже были в такой ситуации. Ваша интуиция и чутье – не что иное, как накопленный опыт. Если решение обратимо, о чем на самом деле нужно думать? Непонятные ситуации требуют прозрачности и интуиции. Когда что-то непонятно, мы не можем тратить время, чтобы для принятия решения всё полностью изучить, поэтому мы должны развивать свою интуицию и полагаться на нее.

Когда практиковать точность

Если решение действительно имеет значение, вам нужны данные, знания, опыт, эмпатия и осознанность. Лучший способ справиться – стать более осведомленным. Вы не можете сделать выбор, если не понимаете последствий, и это необратимо, – мы не можем контролировать то, чего не знаем. Поэтому становится всё важнее обучать сотрудников принятию решений, позитивному мышлению, «мягким» навыкам, а также готовности и смелости делать выбор быстро и точно.

Когда использовать свое критическое мышление и любопытство

Каков ваш контекст и адаптивность? Можете ли вы подойти к своей проблеме без каких-либо установок? Легче сказать, чем сделать, даже имея беспристрастный и открытый взгляд на возможности, стратегии, людей и технологии. Организации, которые не внедряют инновации и полагаются только на проверенные методы и лидеров, часто начинают воспроизводить шаблонные решения и поведение и рано или поздно оказываются позади конкурентов.

Рискуйте принимать решения и овладейте этим

Использование небольших итераций снизит напряженность и негатив в вашей команде, уменьшит ощущение бега по кругу. Важно практиковаться и демонстрировать способность и готовность к борьбе. Сообщение о четком, последовательном и убедительном решении, а также подготовка альтернативы даже тому, что хорошо работает, помогает организациям «вырабатывать характер». Стремление к культуре использования хорошо подготовленных «воронок принятия решений» и инвестирование в обучение – это инструменты, которые способны сделать вашу организацию более устойчивой. Внедрение культуры обучения может повысить готовность к выбору и открытость, когда решения оказываются неверными. Практика неудач полезна, если обучение происходит быстро и коллективно.

Не принимайте решения, основываясь на чувствах

И даже из собственного самолюбия. Сосредоточьтесь больше на общей картине и высшем благе и меньше на ваших (скрытых) планах. Мы склонны думать, что мир вращается вокруг нас, поэтому есть польза от понимания того, что большинство людей заботятся о вас меньше, чем о себе.

Не скопидомничайте в решениях

То есть не наваливайтесь на мини-решения, что может основательно подорвать вашу готовность принимать большие и важные решения. Будьте внимательны и осознайте, что вы сами увеличиваете свою усталость от выбора, сами укрепляете репутацию нерешительного и тревожного начальника.

Хотя принятие правильных решений – скорее искусство, чем наука, вы всё равно получите пользу от системы или процесса, позволяющего настроить эту способность. Конечная цель не совершенство и вечная правота, а поиск лучших способов ошибаться. Создание репутации умного, объективного и прагматичного человека, способного принимать решения, поможет не только вашей карьере, но и успеху команды и всей организации.

Источник

Свежие материалы