Гадание о будущем: как предвзятость прогноза влияет на важные решения
Иногда нужно снизить эмоциональную температуру, чтобы сделать правильный выбор
СаморазвитиеМы постоянно принимаем решения, которые влияют на наше будущее. Это будущее может наступить через час (что на обед?) или через год (может, стоит нанять помощника?). К сожалению, мозгу трудно представить, что нам понадобится в будущем. Вместо этого он использует ментальные ярлыки и делает выбор, основываясь на том, что мы чувствуем прямо сейчас. И тут в игру вступает предвзятость прогноза.
Это предубеждение возникает, когда мы «кипятимся» и ошибочно предполагаем, что в будущем нам будет нужно то же самое, что и сейчас. В результате мы принимаем решения, основываясь на том, что чувствуем сейчас, а не на том, что можем чувствовать в будущем. Если взглянуть с другой стороны, то мы склонны принимать решения, которые имеют смысл в данный момент, но они не всегда работают так, как ожидалось.
Этот термин был придуман исследователями Джорджем Левенштейном, Тедом О’Донохью и Мэтью Рабином. Самый классический пример предвзятости прогноза — это поход за едой на пустой желудок. Если вы пойдете в магазин голодными, то купите больше еды, чем нужно. Все из-за предположения, что вы будете голодны еще несколько часов. Но как только вы вернетесь домой и перекусите крендельками, то осознаете, что не стоило покупать их три огромные упаковки.
Почему мы не можем точно предсказать свои потребности
1. Посторонние влияния. Предвзятость прогноза возникает из-за того, что мы не осознаем, насколько влияют на принятие решений экзогенные факторы — вещи, которые находятся вне нашего контроля. Взять, например, исследование о покупках по каталогу. Авторы хотели знать, влияет ли погода на решение человека купить зимнее пальто, и придерживается ли он этого решения впоследствии. Удивительно, но погода повлияла и на то, и на другое:
- Покупатели чаще покупали пальто в более холодные дни.
- Покупатели с большей вероятностью возвращали товар, если в день возврата погода была на 1°C теплее, чем в день заказа.
Возможно, покупатели не задумываются о погоде, совершая подобные покупки. Но исследование показывает, как факторы, находящиеся вне нашего контроля — даже те, о которых мы не думаем — влияют на наш выбор.
2. Переоценка воздействия. Сталкиваясь с важными жизненными событиями, такими как переезд или карьерные изменения, мы считаем, что они окажут долгосрочное влияние на нашу жизнь. Например, насколько вы были бы счастливы, выиграв в лотерею? Как думаете, сколько продлится это чувство? Это событие, которое меняет жизнь. Наверняка дополнительные деньги будут радовать вас долго, не так ли? Не совсем.
Исследователи собрали группу победителей лотерей, которые выиграли в среднем $480 тысяч за последние 12 месяцев. Они попросили участников и контрольные группы оценить свое счастье. Исследование показало, что через год после выигрыша победители лотереи были не более счастливы, чем участники контрольной группы. Более того, победители лотереи испытывали меньше удовольствия от повседневных дел по сравнению с контрольной группой. Предположение, что выигрыш в лотерею сделает людей счастливыми на долгие годы, — еще один пример ошибки предвзятости прогноза.
3. Импульсивность. Мы делаем выбор для себя в будущем, основываясь на текущем эмоциональном состоянии. Если мы спокойны, хладнокровны и сдержанны, нам будет легче принимать рациональные решения. Но предположим, что эмоции слишком сильны, горячи. В таких случаях мы недооцениваем, насколько эти эмоции влияют на выбор.
Представьте пару, которая поженилась после двух недель свиданий. Это было импульсивным решением: страсть и романтика первых дней отношений заставили их совершить недальновидный поступок. Когда через месяц или два эмоции остынут, они поймут, что нужно было немного подождать, прежде чем вступать в брак.
Как избежать предвзятости прогноза
Обычно рабочий день люди планируют в состоянии покоя. Так мы уверены, что определенно сможем поучаствовать в трех собраниях, закончить проектное предложение и сходить на корпоративное мероприятие.
Однако к полудню мы понимаем, что устали немного больше, чем предполагалось. Поэтому движемся медленнее, возможно, потеряв счет времени. Вместо того, чтобы делать проектное предложение и идти на мероприятие, приходится выбирать что-то одно. Что важнее? К тому времени, как показывают исследования, мы уже слишком истощены, чтобы понять это.
Осознание предвзятости прогноза не всегда означает, что вы можете изменить поведение в данный момент. Но есть еще кое-что, что можно сделать, чтобы предотвратить его влияние:
- Проверьте свою эмоциональную температуру. Мы настолько увлекаемся стрессом и тревогой, что это мешает нам сделать правильный выбор в режиме реального времени. Когда нужно принять решение, прежде проверьте свою температуру. Как вы себя чувствуете в эту секунду? Считаете ли вы, что «кипятитесь»? Какие шаги можно предпринять, чтобы снизить температуру, прежде чем принять решение?
- Остыньте. Если вы думаете, что слишком взволнованы, то не стоит решать что-то прямо сейчас — дайте себе время, чтобы остыть. Может быть, нужно отложить разговор на день-два или неделю — сколько бы ни понадобилось. Вы можете вернуться к решению, когда будете отдохнувшим и спокойным.
- Рефлексируйте. Найдите время, чтобы поразмышлять о своем уровне энергии и рабочих привычках в течение недели. В конце каждого дня спрашивайте себя: когда я чувствовал себя наиболее энергичным? Когда я начал чувствовать усталость? Выполнил ли я все свои задачи, когда был утомлен? Следует ли мне перенести часть этих задач на другое время? У каждого человека есть свои биологические часы, которые не всегда работают с 9 до 17. Выбор ритма, который вам лучше всего подходит, избавит от гадания о будущем и поможет тратить энергию соответствующим образом.
Как и в случае со многими когнитивными предубеждениями, осознание предвзятости прогноза — это первый шаг к предотвращению ее наихудших последствий. Практикуйте саморефлексию и контролируйте эмоции, чтобы не поддаваться ошибочному ощущению, что в будущем ваши потребности будут такими же, как нынешние. И не забывайте, что предвзятость прогнозов может повлиять не только на ваши собственные решения, но и на решения окружающих людей, включая друзей, семью, коллег и клиентов.