€ 99.91
$ 91.93
Эффект авторитета: как воспитать в себе иммунитет к «экспертным» мнениям

Эффект авторитета: как воспитать в себе иммунитет к «экспертным» мнениям

Независимый исследователь Линдси Морджиа о том, почему иррациональная вера в авторитет заставляет нас подчиняться вопреки желаниям и знаниям

Саморазвитие
Фото: Mariana Lira Dias/Flickr

Когда авторитетная фигура – будь то врач, финансовый советник или руководитель – дает указания, мы, даже зная, что эти рекомендации неэффективны, ошибочны или опасны, иногда им следуем. Почему так происходит? Одно из объяснений – эффект авторитета, отражающий нашу склонность придавать больше значения мнению, высказанному значимым лицом, независимо от содержания этого мнения.

Как и все когнитивные искажения, эффект авторитета – это стереотип, с помощью которого наш мозг экономит время и энергию при принятии решений. Конечно, доверять надежным экспертам вполне разумно. Проблемы возникают тогда, когда мы слишком полагаемся на эту эвристику, приписывая определенным авторитетным фигурам больше знаний или навыков, чем есть на самом деле. Это может привести к нежелательным личным и профессиональным результатам.

Фундаментальное исследование подчинения

В 1963 году Стэнли Милгрэм, психолог из Йельского университета, пригласил сорок мужчин для участия в эксперименте. Они должны были сыграть роль «учителей», а группа специально нанятых актеров – «учеников». «Ученикам» было предложено ответить на несколько вопросов, причем за неправильный ответ «учителю» необходимо было использовать для наказания удар электрическим током. Более того, участники должны были «повышать напряжение тока в генераторе каждый раз, когда ученик дает неправильный ответ». Иначе говоря, чем больше было ошибочных ответов, тем более мощный – до 450 вольт – разряд мог получить «ученик».

На протяжении всего эксперимента «учителя» слышали стоны «учеников» и их мольбы прекратить испытание, но при этом не знали, что генератор тока был ненастоящим, а боль «ученики» симулировали. Милгрэм отмечал, что все сорок мужчин использовали электрошок под принуждением. Некоторые из них потели, дрожали и заикались, особенно когда думали, что применяют более мощные разряды. У трех «учителей» во время испытания начались судороги.

Несмотря на это, 65% мужчин завершили эксперимент, применив к «ученикам» самый мощный разряд тока. Почему так много испытуемых дошли до этого уровня, хотя и понимали, что причиняют вред? Милгрэм предложил несколько теорий на этот счет.

В первую очередь участники могли подумать, что эксперимент, проводимый в Йельском университете, очень уважаемом и авторитетном, не может быть опасным или неэтичным. Они могли также предположить, что «ученики» добровольно согласились на эксперимент, тем самым подчиняясь «авторитету экспериментатора». Наконец, испытуемые могли посчитать, что обязаны следовать инструкциям, даже если экспериментатор не мог наказать их за то, что они отказались.

Этот эксперимент стал основой для всего, что мы знаем сегодня об эффекте авторитета. Его проявления можно наблюдать и вне лаборатории.

Власть авторитета в реальном мире

Эффект авторитета может влиять на принятие решений во многих областях, например, в здравоохранении и бизнесе, что приводит к значительным последствиям. Так, изучая избыточное назначение антибиотиков, исследователи спрашивали врачей-стажеров, почему они прописывают антибиотики пациенту, у которого, вероятно, вирусная инфекция.

Стажеры сообщали, что, если их руководители склонны назначать антибиотики своим пациентам, они делают то же самое. По сути, они полагались на авторитет тех, кто является для них ролевой моделью, хотя и знали, что антибиотики в случае вирусной инфекции вряд ли помогут их пациентам.

Есть свидетельства того, как эффект авторитета приводил к инцидентам с туристами. Изучая происшествия, связанные с попаданием туристических групп под лавину, исследователи обнаружили, что почти в половине случаев группа выбирала неформального лидера, который и руководил восхождением. Одни из таких лидеров имели специальную подготовку, других выбирали, потому что они были старше или казались более уверенными в себе.

К несчастью, быть старше или напористее для лидера не означает быть более подготовленным, чем остальные. В результате исследователи обнаружили, что группа, доверявшая руководство неподготовленному лидеру, подвергалась большей опасности, чем группа без лидера.

Наконец, маркетинговые службы используют эффект авторитета для продажи товаров и услуг. Хорошо известный пример – табачная промышленность. В 1930–40-х годах производители сигарет размещали рекламу, в которой утверждалось, что их бренд рекомендуют «больше врачей», чем бренд их конкурентов.

Они размещали рекламу в медицинских журналах и в рекламных целях налаживали контакты с врачами. Если люди верят, что врачи рекомендуют сигареты, они будут считать их безвредным продуктом. Как только стало очевидно негативное воздействие табака на здоровье, маркетологам пришлось менять стратегии. Сегодня некоторые бренды используют такие слова, как «органический», «без добавок» и «натуральный», чтобы их табачные изделия казались менее опасными для здоровья, чем есть на самом деле.

Несмотря на это, можно предпринять сознательные шаги, чтобы наше инстинктивное доверие к людям, которых мы воспринимаем как экспертов, не приводило к принятию неверных решений.

Как противостоять эффекту авторитета

Один из способов не поддаваться власти авторитета – это анализировать наши представления об авторитетных фигурах. Например, люди склонны полагать, что эксперты на 100% объективны при принятии решений. На самом деле есть такие эксперты, которые сами уверены, что свободны от предубеждений или могут их преодолеть одной лишь силой воли (феномен «экспертного иммунитета»). И, конечно, эти предположения неверны, но мы редко тратим время на их анализ, когда принимаем решение воспользоваться советом авторитетного лица.

Другой пример. Авторитетная фигура – ваш руководитель – просит сделать что-то, что вам не нравится. Вы в любом случае должны это делать или нет? Чтобы принять решение, вы можете использовать технику «Пять почему». Сначала запишите проблему, которую руководитель пытается решить. Затем – почему, на ваш взгляд, возникла эта проблема. Повторяйте вопрос «почему» еще пять раз, пока не определите основную причину. Теперь спросите себя: устраняет ли предложенное вашим руководителем решение эту основную причину? Если нет, вероятно, нужно искать другие варианты.

Если вы сами являетесь авторитетным источником информации, вам также необходимо знать, как эффект авторитета может повлиять на восприятие аудитории. Чтобы уменьшить этот эффект при выстраивании с ней доверительных отношений, обязательно представьте несколько точек зрения на обсуждаемый вопрос и приведите доказательства, подтверждающие или опровергающие разные позиции. Вместо того чтобы полагаться на свой прошлый опыт, будьте в курсе последних событий и включайте в свое портфолио новые исследования. Поощряйте вопросы, которые могут поставить под сомнение ваши знания в данной области. Если допустили ошибку, признайте это. Объясните, почему так произошло и какое это имеет значение в перспективе.

Помните, эффект авторитета очень распространен и возникает, когда мы автоматически считаем мнение эксперта правильным, не учитывая его биографии, навыков, знаний или потенциальных предубеждений. Это может привести к тому, что мы будем принимать неверные решения для себя и других людей. Но хорошая новость заключается в том, что последствия этого эффекта можно нивелировать, если анализировать факторы принятия экспертом решений (особенно когда вы сами являетесь специалистом в данном вопросе), если использовать технику «Пять почему» и если убедиться, что вы рассмотрели вопрос со всех сторон до того, как обсуждать его с другими.

Источник

Свежие материалы