Парадокс изоляции: разобщенные сотрудники общаются более тесно

Парадокс изоляции: разобщенные сотрудники общаются более тесно

Крупномасштабное исследование показало, что необходимость работать изолированно сблизила сотрудников, хотя и разделила их на тесные группы

Лидерство Образ жизни
Фото: Rodrigo Conte/Flickr

На многих работодателей произвела сильное впечатление слаженная удаленная работа сотрудников во время неожиданных локдаунов первого года пандемии. Многие переходят на полностью удаленный режим работы, отказываясь от дорогостоящей аренды офисов и переводя все коммуникации коллег в Zoom и электронную почту.

Новое исследование сотен миллиардов электронных писем между сотрудниками тысяч организаций по всему миру в 2019 и 2020 годах выявило неожиданный побочный эффект удаленной работы. Согласно исследованию профессора Гарвардской Школы Бизнеса Тионы Зузул, многие компании по всему миру стали более разобщенными во время чрезвычайных мер изоляции, а общение сотрудников в цифровом формате разделилось на более изолированные и четко определенные коммуникационные сети.

Авторы, работающие над результатами исследования, подчеркивают, что это явление необязательно является негативным, и в то же время отмечают, что общение внутри таких разрозненных групп стало более тесным. Кроме того, такие изолированные группы, очевидно, становятся новой нормой. «Руководители должны понять, что изменения в средствах коммуникации, от личного общения к формату онлайн, может фактически изменить, кто с кем общается, — говорит профессор Зузул. — Эти изменения коснулись многих организаций в 2020 году и затронули целые отрасли даже после отмены режима удаленной работы во многих компаниях».

Профессор Тиона Зузул работала совместно с 11 другими членами команды исследователей, в которую входили исследователи систем, специалисты по теоретической статистике, программисты из Вашингтонского Университета, Университета Джона Хопкинса и компании Microsoft. Результатом их работы стал доклад «Динамическая изоляция: повышенная модульность внутриорганизационных коммуникационных сетей во время пандемии COVID-19».

Сокровищница электронной почты

Работая с данными, предоставленными компанией Microsoft, ученые проанализировали около 360 миллиардов электронных писем Outlook, отправленных с 1,4 миллиарда учетных записей электронной почты в 4361 организации в течение 24 месяцев в 2019 году, за год до пандемии, и в 2020 году, когда пандемия распространилась по всему миру. Они также проанализировали изменения в коммуникации внутри Microsoft, включая изменения в запланированных встречах сотрудников и чатах Teams. Исследователям не был предоставлен доступ к содержанию электронных писем, совещаний и чатов, а только к частоте их появления в организациях и выявленным закономерностям коммуникации.

Зузул отмечает, что масштабы проекта поражают воображение: только на обработку и сортировку данных ушло 55 000 компьютерных часов. «Это поразительный объем данных», — говорит она.

В ходе первоначального анализа исследователи обнаружили, что общее количество электронных писем по всему миру резко возросло после введения локдаунов и удаленной работы в начале 2020 года. Их следующей целью было определить модульность сетей общения: состояние, когда сеть общения делится на «сообщества» или разобщенные группы, до и после локдаунов начала 2020.

Используя методы моделирования и так называемые «карты сети общения», чтобы выстроить схемы коммуникации, авторы выявили рост модульности, или изолированности, как в организациях по всему миру, так и внутри Microsoft, поскольку сотрудники разбились на подгруппы, которые в основном общались между собой из дома. Внутри этих изолированных групп, по мнению авторов, общение часто усиливалось.

В качестве примера можно привести сотрудников компании Microsoft, которые заметили, что запланированные совещания и переписка по электронной почте и в программе Teams стали гораздо более изолированными после того, как в начале 2020 года в компании был издан приказ о работе на дому, говорится в статье.

Люди приходят и уходят

Исследователи также проанализировали скорость оттока, или прихода и ухода, членов внутри таких разобщенных групп внутри компании, чтобы понять, насколько стабильно их существование. Авторы увидели рост текучести внутри таких сообществ, ставших менее стабильными после того, как все больше сотрудников стали работать удаленно.

«Наблюдаемые изменения позволяют предположить, что случайные, личные взаимодействия с теми, кто находится за пределами своего сообщества, не могут быть заменены цифровым общением, — утверждают авторы. —Наоборот, сотрудники могут сократить общение с людьми за пределами своих четко определенных рабочих групп, как только они перестанут взаимодействовать лично».

Разделение: польза или вред?

Возникает вопрос: является ли такая изолированность проблемой? Ученые твердо уверены, что нет. «Не следует опасаться растущей разрозненности, которую мы наблюдаем», — говорится в документе.

По словам профессора, команда исследователей хотела отказаться от использования слова «разрозненность», поскольку оно «обладает негативной коннотацией, несмотря на то, что есть доказанные преимущества процесса разрозненности». В итоге они сошлись на том, что «разобщенность» довольно универсальное слово, встречающееся повсеместно. По словам авторов, оно существовало и до пандемии, как между компаниями, так и на уровне международного общения.

Для профессора Зузул более важным является вопрос, который компании должны задать себе при планировании будущего: какие плюсы и минусы они должны взвесить при принятии решения об удаленной работе?

Несмотря на то, что предыдущие исследования показывают, что непринужденное личное общение сотрудников, включая классические примеры (как «пара слов у кулера»), ведет к лучшему взаимодействию между отделами компании, обмену идеями, разобщенность, которая усиливается с введением удаленного режима работы, имеет свои преимущества, как заверяет Тиона Зузул. Например, это может позволить единомышленникам тратить меньше времени на дорогу на работу и обратно и больше времени на обсуждение друг с другом новых инновационных идей.

Кроме того, как отмечает она, другие исследования показали, что удаленная работа действительно может повысить производительность, моральный дух сотрудников и даже инновации.

«Существуют компромиссы, — говорит Зузул, — руководству стоит это понимать. Главный урок для работодателей заключается в том, что в результате пандемии произошел сдвиг в наших коммуникационных сетях, и этот сдвиг должен определять будущие решения, как организовать работу компании».

Источник

Свежие материалы