«Будущее трудно представить заранее, оно подвижно»

«Будущее трудно представить заранее, оно подвижно»

Футуролог Кевин Келли рассуждает о том, почему образ будущих изобретений — это не совсем то, что мы представляем вначале

Будущее
Кевин Келли

Одна из причин, по которой трудно предсказать, как будет выглядеть будущее, заключается в том, что большая часть будущего подвижна. То, что мы пытаемся предугадать, меняется в результате наших попыток воплотить его в реальность. Много сотен лет назад, когда художники представляли себе летательные аппараты, они воображали их машинами с машущими крыльями. То, что они себе представляли, не реализовалось – результатом стал самолет с неподвижными крыльями. В 1950-х годах мы представляли радиосвязь в наручных часах у каждого человека в будущем, но этого не произошло (пока), а взамен будущее сдвинулось к «радиосвязи» в кармане у каждого человека. Теперь мы чувствуем, что нам не нужна рация в наручных часах. Будущее сместилось.

Эта миграция еще более заметна на границах таких концепций, как «искусственный интеллект» или «виртуальная реальность». Когда они были впервые придуманы, мы рисовали в уме образы, как это должно выглядеть, но по мере того, как воплощались начальные элементы мечты, они меняли то, что мы ожидали в конце. Сегодня умная колонка Алекса отвечает на голосовые запросы, проигрывает музыку, включает по команде огни рождественских елок, но мы не думаем определять ее как искусственный интеллект. Однако 80 лет назад любой писатель-фантаст назвал бы Алексу искусственным интеллектом. ИИ находится в подвижном будущем, которое постоянно меняется по мере того, как мы изобретаем его версии.

Со временем мы можем принять за «предсказанное» что-то, чего не было в наших первоначальных грезах. Очень амбициозные мечты, воплощением которых занимается не одно поколение, чрезвычайно восприимчивы к изменению того, чем они являются. Я подозреваю, что мы увидим, как смещаются цели в таких долгожданных изобретениях, как ядерный синтез, генетическое клонирование, космические путешествия, чипы для мозга, летающие автомобили и виртуальная реальность. То, что мы получим в этих областях, вероятно, будет не тем, что мы представляем себе прямо сейчас, но когда они появятся, нам будет казаться, будто именно их мы и ждали.

Частично этот разрыв между тем, что мы ожидаем, и тем, что получаем, связан с нехваткой воображения. Будущее чрезвычайно трудно представить заранее, потому что технологии в основном регулируются техническими ограничениями, о которых мы изначально не подозреваем. И технологии также формируются социальными силами, которые мы обычно не угадываем. Правда в том, что мы не знаем, как на самом деле ведут себя люди, и взаимодействие новых технологий и прежних людей продолжит нас удивлять. Мы склонны использовать новые вещи новыми способами, неожиданными для нас. Поэтому, когда мы используем экстраполяцию, чтобы представить, на что будет похоже, скажем, генетическое клонирование, мы опираемся на прошлые действия и часто ослеплены старыми моделями.

Но еще одна причина, по которой существует разрыв между тем, что мы ожидаем, и тем, что получаем, заключается в том, что мы в процессе движения фактически меняем свои желания. Технически мы уже можем сделать радиосвязь в наручных часах. Во многих отношениях это и есть Apple Watch. Это часы, которые вы носите на запястье и которые передают и принимают радиосигналы в нескольких частотных диапазонах. Но даже несмотря на то, что у Apple Watch есть такая возможность, большинство людей не используют их в качестве рации. Мы открыли лучшие способы общения друг с другом, поменявшие видение того, что мы хотим носить на нашем запястье.

Мы думаем, что нам нужен двигающийся человекоподобный ИИ-робот с двумя глазами на лице и пятью пальцами на руках, но по мере того, как мы приближаемся к этому образу, готов поспорить, мы изменим то, к чему стремимся. Бьюсь об заклад, робота Робби не будет там, где мы приземлимся. Научно-фантастические образы хороши тем, что задают нам будущие цели в начале, но мы должны понимать, что эти цели – подвижное будущее; даже когда они становятся реальностью, это не совсем то будущее, которое мы себе обещали.

Источник

Свежие материалы