€ 99.39
$ 93.15
Будущее за интерразумом? Как доступ к интернету влияет на память и мышление

Будущее за интерразумом? Как доступ к интернету влияет на память и мышление

Ученые полагают, что люди становятся более самонадеянными, имея доступ к необъятным массивам информации

Будущее
Фото: DocChewbacca/Flickr

Интернет демократизировал знания, открыв доступ к гораздо большему количеству информации, чем люди в состоянии прочитать. Независимо от того, чем вы интересуетесь, почти наверняка в интернете есть что-то новое, чего вы еще не знаете.

Нам всегда доступен этот кладезь информации, но понимаем ли мы, какие знания принадлежат нам, а какие — интернету? Путаница возможна, считает автор новой статьи в PNAS Адриан Ф. Уорд из Техасского университета в Остине. Он провел серию из восьми исследований, и результаты говорят о том, что люди, ищущие информацию в интернете, иногда не могут отличить собственные знания от данных сети — и это вызывает неоправданную самоуверенность в собственных способностях к запоминанию.

В первом исследовании участники сами или с помощью Google ответили на десять общих вопросов. Затем они прошли тест, где им было предложено согласиться или не согласиться с утверждениями о способности запоминать («У меня память лучше, чем у большинства людей»), об обработке информации («Я умен») и ее доступности («Если не знаю ответа на вопрос, я знаю, где его найти»).

Неудивительно, что участники, использовавшие Google, ответили правильно на значительно большее количество вопросов, чем те, кто полагался на свою память, и, что опять же неудивительно, они оказались более уверены в своей способности получить доступ к внешним знаниям. Но, что важно, они также продемонстрировали значительно более высокую уверенность в собственной памяти.

В другом исследовании участники, проходившие тест с помощью Google, спрогнозировали, что их результаты второго теста будут лучше, хотя у них не будет доступа к каким-либо внешним знаниям, по сравнению с другой группой, которая не пользовалась подсказками ранее. Однако в действительности эти участники показали не лучшие результаты, что позволяет предположить, что доступ к интернету вызывает необоснованную уверенность в знаниях и памяти.

В следующем эксперименте было введено новое условие: часть участников просили записывать их собственные ответы перед поиском в интернете. По сравнению с участниками, которые пользовались Google в обычном режиме, эта группа была значительно менее уверена в своей памяти и менее склонна предполагать, что ответит на вопросы в дальнейшем. То есть этот дополнительный шаг предотвратил ошибки, обычно встречающиеся при поиске в интернете.

Затем в ходе эксперимента изучалось, как изменяется атрибуция знаний в зависимости от сложности вопросов. Участникам случайным образом задавали простые, средние или сложные вопросы, ответить на которые нужно было как с помощью Google, так и без него. Те, кто отвечал на умеренно сложные вопросы, были значительно более уверены в своих знаниях после использования Google, чем после самостоятельных ответов. Также они считали себя умнее, были более уверены в своей хорошей памяти и в том, что в дальнейшем смогут хорошо справиться с заданиями и без помощи поисковой системы. Однако использование Google не повлияло на людей, отвечавших на простые вопросы, а среди тех, кому задавали сложные вопросы, это сказалось лишь на прогнозах относительно будущих результатов. Команда предполагает, что мы более уверены в своих знаниях относительно простых или сложных тем, а вот то, что касается задач средней сложности, оценить сложнее.

В заключительном исследовании участники снова ответили на общие вопросы, используя как свою память, так и Google или Википедию. Тем, кому выпала Википедия, была отправлена прямая ссылка на соответствующую информацию. После короткого перерыва участникам показали те же самые, а также дополнительные, новые вопросы, и снова спросили, смогли бы они ответить на них на основе собственных знаний, интернета — или им это не знакомо. Участники, которые использовали Google, ошибочно приписали внешние знания внутренним, как они это делали в предыдущих исследованиях, в отличие от тех, кто использовал Википедию. Это говорит о том, что люди воспринимают доступ к информации через поиск иначе, чем при более формальном хранилище информации.

В целом, исследования не показывают особенно хороших выводов о нашем восприятии собственных знаний и памяти. На базовом уровне это не такая уж большая проблема — в большинстве случаев мы можем войти в интернет, когда нужно что-то найти. Но эти искажения могут снизить эффективность запоминания: столкнувшись с новой информацией, которую стоит запомнить, человек посчитает, что уже ее знает, вместо того, чтобы счесть новой и сохранить у себя в голове.

Команда предполагает, что это слияние человеческих и онлайн-знаний в любом случае не так уж плохо: «возможно, это объединение приведет к «интерразуму» — когнитивной сущности, которая больше и мощнее, чем сумма ее частей». Возможно, до появления интерразума пройдут еще годы, но это может хотя бы частично облегчить чувство вины, когда вы в следующий раз воспользуетесь телефоном, чтобы подсмотреть ответ для викторины в пабе.

Источник

Свежие материалы