Разум не всемогущ: почему не всякое достижение зависит от веры в успех

Разум не всемогущ: почему не всякое достижение зависит от веры в успех

Писатель Марк Мэнсон рассуждает об эффекте плацебо и силе убеждений при достижении целей

Саморазвитие
Фото: Parkour/Flickr

В 1959 году хирург Леонард Кобб назвал это чушью. В то время боли в груди, вызванные заболеваниями сердца, лечили «перевязкой внутренней грудной артерии». То есть врачи намеренно перекрывали одну из основных околосердечных артерий, чтобы путем перераспределения кровотока расширить другие. Пациенты считали, что это помогает — боль в груди уменьшалась, энергии прибавлялось, и они могли спокойно вернуться к своим гамбургерам и содовой.

Но впоследствии они все равно умирали от сердечных приступов. Кобб заметил это и почувствовал, что с процедурой что-то не так. Проблема была в том, что он никак не мог этого доказать. И в 1959 году он сделал нечто из ряда вон выходящее.

Кобб принял около 40 пациентов с жалобами на боль в груди и одышку. Половине из них он сделал перевязку артерии. А другой половине пациентов дал наркоз, сделал надрезы на груди и тут же зашил обратно. То есть провел «фиктивную операцию».

После этого 73% пациентов, прошедших процедуру перевязки, заявили об улучшении самочувствия. Но из группы «фиктивной операции» 80% сказали то же самое.

Результаты были шокирующими. Знаменитое исследование Кобба о «фиктивной операции» не просто вбило гвоздь в крышку гроба для процедуры перевязки, но и открыло людям глаза на потенциальную силу разума — оказывается, если людям просто сказать, что им сделали операцию, можно получить те же результаты, что и при реальном хирургическом вмешательстве.

В медицине хорошо известен эффект плацебо. Давно доказано, что примерно 35% пациентов чувствуют себя лучше, когда принимают фиктивные лекарства. Этот эффект настолько хорошо изучен, что в XVIII и XIX веках врачи только и делали, что выдавали фиктивные лекарства — потому что в большинстве случаев реально помогающие средства еще не были изобретены.

Но фиктивные операции Кобба вышли далеко за рамки выдачи сахарных таблеток или рекомендаций по полосканию мочой. Он убеждал людей, что им предстоит серьезное хирургическое вмешательство… а потом не проводил его.

Отношение к этим «фиктивным операциям» весьма противоречиво, но их эффекты продолжались и повторялись много раз. Люди с разрывами мениска говорят, что больше не чувствуют боли после ложных операций. Люди с грыжей межпозвоночного диска на спине признаются в том же самом. Обзор 2014 года показал, что примерно в половине изученных процедур ложные операции столь же эффективны, как и настоящие. И это какое-то безумие.

И, что еще более безумно: чем сложнее и опаснее процедура, которую якобы проводят, тем больше шансов поверить, что она сработала.

В большинстве материалов по личностному развитию я высказываю банальности типа «Верьте в это, и это произойдет» или «Воплощайте свою судьбу» или еще что-то в этом духе. И это волнующая мысль: все, что нужно для достижения какой-то цели — просто верить.

Но есть одна загвоздка. Эффект плацебо, то есть способность разума воплотить собственную реальность, на самом деле ограничен несколькими областями, одна из которых — восприятие боли. Будь то разрыв мениска или мигрень, врач, который дает липовое лекарство, убеждает, что боли больше нет. Но когда дело доходит до более сложных состояний, таких как генетические нарушения или глубокая депрессия, эффект плацебо почти полностью исчезает.

Другими словами: разум могущественен, но не всемогущ.

Такие же ограничения веры мы видим и в других областях. Люди, которые считают, что хорошо сдадут тест, как правило, сдают его хорошо. А те, кто верит, что переживет рак, с большей вероятностью с ним справляются. Но вот люди, которые считают, что умеют летать, все еще ходят по земле ногами.

Это объясняется существованием петель психологической обратной связи, которые связаны с ожиданиями и убеждениями разума. Вы видите, что игла приближается к вашей руке, и ждете, что будет больно — и поэтому чувствуете боль. Но если вы отвлечены и разговариваете с кем-то, и вас внезапно колют чем-то острым, в половине случаев вы даже не заметите этого, пока не начнете истекать кровью.

Боль во многом определяется ожиданием. Уберите ожидание, и зачастую пропадет и боль. Добавьте ожидание (например, скажите себе, что «слова — это насилие»), и вы испытаете боль там, где в этом нет необходимости.

Убеждения входят в целый ряд систем нашей жизни. Если мы считаем, что люди нас возненавидят, то с большей вероятностью будем вести себя так, чтобы люди нас ненавидели, тем самым оправдывая свои убеждения. Если мы верим, что успешно сдадим экзамен, то повышенная мотивация и заинтересованность поможет справиться с тестом.

Так соблазнительно отдать заслугу в происходящем или возложить всю вину за это на убеждения. Но они — лишь одно звено в цепи опыта, а не сам опыт.

В мире саморазвития часто можно услышать термин «ограничивающие убеждения»: убеждения, которые мешают достичь какой-то цели или получить желаемый опыт. Что ж, есть также пределы убеждений: границы, в которых ожидания сталкиваются с реальностью.

Лучше признавать и то, и другое.

Источник

Свежие материалы