Самосбывающийся оптимизм: как завышенные ожидания влияют на успех

Самосбывающийся оптимизм: как завышенные ожидания влияют на успех

Профессор психологии Техасского университета Хизер Ленч рассказывает о своем исследовании веры в лучшее

Фото: Alex Alvarez/Unsplash

В эти дни мы много слышим о том, как полезно позитивное мышление. Постоянно растет количество приложений и платформ социальных сетей, утверждающих, что они делают нас счастливее и оптимистичнее. Отчасти на это повлияли десятилетия исследований, показывающих, что позитивное мышление полезно для физического и психического здоровья. Стимулирование позитива и оптимизма звучит похвально, но вот вопрос — не слишком ли это упрощенно? И как насчет возможных побочных эффектов?

Если люди всегда рисуют себе светлое будущее, где достигнуты все цели, не грозит ли это самоуспокоением, при котором они просто сядут, сложа руки, и будут ждать, когда хорошее произойдет само собой? А что, если им не удастся достичь своих целей? Разве они не будут сильно разочарованы из-за таких позитивных ожиданий? Мы с коллегами постарались ответить на эти вопросы в недавнем исследовании. Наряду с другими работами, наши результаты показывают, как получить пользу от оптимизма в отношении целей при минимизации побочных эффектов.

Наш конкретный проект вырос из десятилетий исследований, показывающих, что ожидания важны и что в целом люди часто бывают слишком оптимистичными. Ожидания от будущего определяют решения. Как небольшие — например, брать с собой зонтик или нет, учитывая вероятность дождя — так и более серьезные, например, выбор карьерного пути на основе вероятности успеха и удовлетворения. Ваши ожидания относительно будущего влияют на то, будете ли вы стремиться к цели, сколько усилий приложите и когда сдадитесь. Ожидания также влияют на эмоции. Люди чувствуют себя хорошо, когда кажется, что будущее совпадает с их желаниями, и плохо, когда будущее выглядит мрачным или когда неудача внезапно разрушает надежды.

Несмотря на то, что ожидания в отношении будущего сильно влияют на решения, они часто бывают ошибочными. Что еще интереснее, их ошибочность заключается в чрезмерной оптимистичности. В среднем люди ожидают, что хорошее случится, а плохое — нет, и эти оптимистические убеждения более позитивны, чем может быть оправдано реальностью.

Люди испытывают нереалистичный оптимизм по отношению ко многим вещам — от результатов экзамена до победы любимой спортивной команды. Вы хотите, чтобы произошло хорошее, и это желание заставляет поверить в то, что это скорее всего произойдет. Оптимизм в отношении предстоящих событий удивительно устойчив. Большинство людей сохраняют оптимизм, даже понимая, что у него нет рациональной основы, и даже перед лицом негативной обратной связи или предыдущих неудач.

Это не означает, что все всегда настроены оптимистично по отношению ко всему (исключение из этой общей тенденции составляют люди с диагнозом депрессия, чьи ожидания более негативные и реалистичные). Правильнее сказать, что средняя тенденция всех людей и ситуаций — верить в то, что хорошее может случиться.

Стабильность этих оптимистично ошибочных ожиданий предполагает, что это особенность человеческого разума, которая дает некоторое эволюционное преимущество. Во влиятельной статье 2009 года психолог Райан Маккей и философ Дэниел Деннет применили эволюционную основу теории управления ошибками (которая была разработана ранее эволюционными психологами Дэвидом Бассом и Марти Хэзелтон), чтобы спрогнозировать возможные преимущества.

Их аргумент состоял в том, что систематические ошибочные убеждения сохраняются только в том случае, если они приносят некоторую общую выгоду, которая перевешивает затраты. Каковы потенциальные преимущества оптимизма? Во-первых, оптимистические ожидания мотивируют. Если вы не ждете успеха в достижении целей, вы не будете пытаться. При отсутствии оптимизма это кажется безнадежным. Напротив, ожидание успеха мотивирует приложить усилия. Студенты, которые ждут хорошую оценку на экзамене, с большей вероятностью прилагают усилия к учебе.

И, естественно, чем больше они учатся, тем больше у них шансов получить хорошую оценку, создавая «самоисполняющееся пророчество». Важно отметить, что это возможно только в ситуациях, когда усилия могут привести к успеху. К сожалению, оптимистичное ожидание победы любимой спортивной команды никак не помогает ей победить.

Второе возможное преимущество оптимизма связано со стрессом. Позитивные ожидания могут снизить уровень стресса и беспокойства. Например, студенты, которые ожидают хорошей оценки на экзамене, чувствуют себя более уверенно и меньше переживают. Это снижает потенциальный физический вред от стресса, а бонусом студенты сосредотачиваются на учебе вместо того, чтобы волноваться. Впрочем, у оптимизма есть и потенциальный побочный эффект. Ожидая положительных результатов, вы рискуете испытать шок и разочарование, когда произойдет что-то негативное, к чему вы не готовы.

Мы решили в своей работе проверить эти прогнозы о потенциальной пользе и вреде оптимизма. Для этого мы провели несколько исследований, в которых просили людей поделиться своими ожиданиями в отношении двух важных для их жизни событий в будущем. Для студентов это был первый экзамен в университете, а студенты-медики принимали решения о программе резидентуры по завершении обучения. Мы наблюдали за участниками, чтобы увидеть, сколько усилий они приложили к достижению цели, достигли ли успеха или нет, и как они себя чувствовали после успеха или неудачи.

В первом исследовании более 1000 студентов из двух разных университетов оценивали свои усилия в учебе, а также сообщали, какой балл они ожидают получить на первом экзамене. В целом за две недели до экзамена их ожидания были высоки: большинство (63%) ожидали пятерки, и только 2% думали, что оценка будет ниже четверки. Мы задали им больше вопросов за день до экзамена, и через два дня после объявления оценок. В среднем студенты были излишне оптимистичны: у 68% оценка оказалась ниже ожидаемой. Но оптимизм был полезен. Студенты, которые ждали более высоких оценок за две недели до экзамена, приложили больше усилий, и за день до экзамена отмечали, что потратили больше часов на подготовку и были более удовлетворены качеством своей работы. Оптимистичные ожидания привели к более высоким оценкам, что объяснялось более упорной подготовкой.

Другими словами, оптимизм предсказывал усилия, которые затем предсказывали успех. Студенты, которые ожидали более высоких оценок за две недели до экзамена, также были счастливее за день до него. Мы не получили данных о побочных эффектах завышенных ожиданий. Высокий начальный оптимизм предсказывал более высокое удовлетворение полученной оценкой и усилиями в учебе, а также более высокое удовлетворение через неделю после объявления оценки за тест.

Во второе исследование мы набрали студентов-медиков, проходящих так называемый «Match Day». После завершения обучения в медицинской школе студенты подают заявки на участие в программах резидентуры по всей стране, что определяет их будущую карьеру — включая специализацию и место работы. Затем проходит взаимная оценка кандидатов и программ, и центральная служба распределяет студентов по программам. Этот процесс требует от студентов определенного уровня планирования и стратегии — например, чтобы решить, на какое количество программ подать заявку и как расположить эти программы по приоритету. В Match Day все кандидаты узнают о своем распределении, и они обязаны пойти туда, куда их направят. Тем студентам, которые не получат распределения от системы, придется искать открытые вакансии и пытаться получить место.

В нашем исследовании кандидаты в целом справились хорошо, почти все получили направления, и примерно половина туда, куда хотели. Тем не менее, студенты также в среднем были чрезмерно оптимистичны: 30% ожидали, что получат распределение по желаемой программе, но в итоге не получили его. Оптимизм снова принес свои плоды. Студенты, которые ожидали, что попадут именно на ту программу, которую хотели, были более удовлетворены своим решением и с большей вероятностью попадали именно туда.

Это произошло не потому, что оптимистичные студенты были более конкурентоспособными (по результатам экзаменов или опыту), а скорее потому, что их позитивные ожидания изменили процесс принятия решений, что привело к большему успеху. Мы не знаем, что именно они делали иначе, но, принимая во внимание результаты первого исследования, кажется, что они приложили больше усилий к процессу подготовки. Студенты, которые ожидали попадания на приоритетную программу, также испытывали эмоциональный подъем перед Match Day: они были счастливее и меньше нервничали. При этом неудовлетворенные ожидания не вызвали негативных последствий. Студенты были относительно недовольны, не получив желаемую программу, но уровень недовольства был примерно одинаков, вне зависимости от того, ожидали они этого отрицательного результата или нет.

В целом, наши результаты подтверждают мнение, что чрезмерный оптимизм люди получили в процессе эволюции, потому что польза оптимизма перевешивает потенциальный вред, такой как более сильное разочарование. Итак, как развить полезный оптимизм? Важный посыл нашей работы и работ других ученых заключается в том, что недостаточно просто ожидать хорошего. Оптимизм полезен, когда он выражается в действиях по достижению целей. Вы можете ожидать хорошего, но нужно быть готовыми приложить усилия, чтобы это хорошее произошло. Такое сочетание оптимизма и действий помогает выработать мотивацию для достижения целей, а также упорство, необходимое при возникновении проблем или препятствий.

Также важно отметить, что позитивные ожидания — это не то же самое, что фантазии. Программа исследования психолога Габриэле Эттинген и ее коллег показала, что визуализация успеха бесполезна. Фантазии могут привести к самоуверенности и самоуспокоенности, что приведет к ухудшению результатов и снижению мотивации. А вот вера в возможность успеха — это как раз то, что помогает добиться успеха, пока есть возможности для воздействия на результаты. Когда ничего нельзя поделать с будущим событием, оптимизм не повлияет на результат. Однако даже в таких сценариях позитивные ожидания снижают уровень стресса.

Хотя наши оптимистичные участники неплохо чувствовали себя в течение нескольких недель после того, как их ожидания не оправдались, это не означает, что они не были разочарованы сразу после неудачи. Сильное разочарование возможно, но, к счастью, есть довольно простой способ справиться с этим побочным эффектом.

Исследования психолога Джеймса Шепперда и его коллег показали, что первоначальное разочарование можно смягчить, «готовясь к худшему» прямо перед тем, как вы узнаете, добились ли успеха или потерпели неудачу. Если достигнете успеха, то будете приятно удивлены, а если потерпите неудачу, избежите разочарования. Но это работает только непосредственно до и после события — нет никаких доказательств того, что пессимистические ожидания приносят пользу за пределами этих очень узких временных рамок.

Как и любой другой стиль мышления, оптимистические ожидания в отношении предстоящих целей и задач — это привычка, которую можно целенаправленно развивать. Хорошая новость заключается в том, что, сочетая оптимистичные ожидания с дополнительными усилиями, можно на самом деле добиться большего успеха и счастья.

Источник

Свежие материалы