Суперсила или все-таки нет? 3 мифа об эмпатии

Суперсила или все-таки нет? 3 мифа об эмпатии

Зная об этих заблуждениях, людям легче проявлять истинное сочувствие

Образ жизни Саморазвитие
Фрагмент картины Чарльза Бертона Барбера «В школу»

Сочувствие можно назвать «суперсилой», но эмпаты — не суперлюди. Именно «человечность» служит источником силы эмпатов. Находясь в контакте с собственными эмоциями, они легко считывают состояние окружающих, чтобы на самом деле понять их. Несмотря на кратковременный дискомфорт, сопереживающие люди все равно вступают в резонанс и пытаются уважать эмоции другого человека. Так они помогают ему не чувствовать себя совершенно одиноким в своей беде. Этот поступок часто бывает бескорыстным, исцеляющим и преобразующим для обеих сторон. Тем не менее, существует три заблуждения, которые могут сбить эмпатов с толку. Зная о них, вы сможете принять этот дар и без колебаний поделиться им с окружающими.

Миф №1: эмпаты не злятся

Представление о том, что эмпаты не злятся, вызывает сомнения. Эмпатия связана с глубокими и сильными эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Да, многие эмпаты обычно добродушны и поэтому собственная злость вызывает у них дискомфорт, но это все равно важная эмоция. В некоторых ситуациях сильная злость, которую испытывает эмпат, свидетельствует о происходящей несправедливости. Интенсивность и продолжительность гнева указывают на степень жестокого обращения с человеком. Осознание, идентификация и признание гнева дает сопереживающему человеку возможность обработать эту эмоцию, понять ее и действовать конструктивно в соответствии с ней. Например, выстроить границы. Злость также может носить защитный характер и указывать на неуверенность, требующую внимания.

Миф №2: Эмпатичные люди всегда сопереживают

Утверждение, что эмпатичные люди всегда проявляют сочувствие, требует дальнейшего изучения. Во многих ситуациях эмпатия прекращается после того, как друг или любимый человек демонстрирует постоянное отсутствие ответного сочувствия.

Вот пример. Сет и Тайлер встречаются. В первый год их отношений Сет ломает лодыжку в двух местах. Тайлер постоянно раздражается, если Сет иногда просит о помощи. Во время метели Тайлер отказывается приехать на вокзал, потому что занят игрой. Сет обиженно ковыляет на костылях к ближайшей стоянке такси. В вечер двухлетнего юбилея их отношений Тайлер спотыкается по пути в ресторан. Сет помогает Тайлеру удержаться на ногах, но испытывает стыд, так как не может найти в себе особого сочувствия. В этом сценарии на сочувствие второго партнера к первому влияет постоянное отсутствие эмпатии первого партнера ко второму.

Миф №3: эмпатичные люди не могут быть лидерами

Третий миф говорит о том, что эмпатичный человек слишком «мягкий» и не может составлять конкуренцию или руководить. Это не так. Исследования показывают, что люди с высоким эмоциональным интеллектом становятся сильными лидерами. Любопытно, что сочувствие — краеугольный камень эмоционального интеллекта. Человек, который стремится понять, не обязательно уступает или занижает ожидания. Напротив, люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно расширяют возможности, поощряют и поддерживают доверие других людей. Сочувствие или жалость к кому-либо обычно приводит к открывающимся возможностям.

Люди, которым не хватает эмпатии, проявляют сочувствие, когда это не ущемляет их чувство собственного достоинства. Жалость отдаляет двух людей друг от друга и ставит тех, кого жалеют, в невыгодное положение в отношениях. У человека, находящегося в позиции силы, может возникнуть соблазн спасать. Быть героем и спасать положение — это корысть, потому что подпитывает эго. Более того, спасение, покровительство или помощь могут фактически лишить человека сил и уверенности в себе. Сочувствие — более эффективно и бескорыстно.

Например, глава департамента проводит собрание для подчиненных, и Энн пытается вновь поднять вопрос о возможности работать из дома. Руководительница, вставая в защитную позу, не дает ей высказаться и впоследствии пассивно-агрессивно наказывает, игнорируя ее кандидатуру при повышении. Однако она симпатизирует Салли, еще одной сотруднице, которая всегда с ней согласна. Она благосклонно относится к Салли и выделяет ее среди остальных. А Энн, которая защищает свои потребности, потому что у нее ребенок с ослабленным здоровьем, лишена возможности высказаться. Теперь Энн, самый креативный представитель команды, подвергает цензуре себя и свои идеи, потому что ее отвергают, если она говорит что-то неугодное боссу. Салли же редко добивается хороших результатов, но постоянно получает бонусы. Страдает вся команда, потому что идеи и творческий подход не соответствуют узкому кругозору руководителя, а фаворитизм разрушает сплоченность группы.

А возможна обратная ситуация, когда руководительница приглашает Энн в свой кабинет и выслушивает ее предложение. Она сочувствует сложившейся ситуации и разрабатывает план, позволяющий Энн временно работать из дома с четкими ожиданиями и параметрами. Компромисс положительно влияет на обеих. Доверие в отношениях растет и вдохновляет на годы безупречного сотрудничества. Их химия заразительна и окрыляет всю команду.

Иногда сочувствие или доброту принимают за слабость, но это большая ошибка. Тесная связь со своими эмоциями, в том числе и тревожными, помогает эмпату глубоко погружаться в мысли, а значит проникать в суть. Самосознательный и ответственный человек учится на своих ошибках и способен на долгосрочные изменения. Он также проявляет сочувствие к другим, потому что умеет быстро считывать неприятные человеческие эмоции, такие как беспокойство, разочарование, боль, гнев, стыд и смущение. Эти свойства эмоционального интеллекта позволяют ему становиться сильнее с каждым днем и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обладающими такими же способностями.

Малоэмпатичные люди часто не осознают причины каких-то своих реакций. Не соприкасаясь с неприятными эмоциями, они прячутся за жестким и надежным бессознательным щитом, который защищает их от дискомфорта самоанализа. Такими щитами могут быть отклонение, проекция, нарциссизм и позиция жертвы. С их помощью человек отгораживается от неприятных эмоций. Тот, который не способен разобраться в сложных чувствах, например, в чувстве зависти, стремится саботировать и уничтожить человека, которому он завидует. Точно так же тот, кому не хватает эмпатии или эмоционального интеллекта, считает угрозой того, кто обладает этими качествами, и завидует ему.

Сочувствующие люди часто сталкиваются с трудностями. Бывает, они испытывают сильную тревогу, когда их сочувствию не отвечают взаимностью или когда сами они становятся менее сострадательными из-за плохого обращения со стороны окружающих. Кроме того, они склонны к самокопанию. Впрочем, это лучше, чем вообще отсутствие самоанализа — так же как совестливый человек лучше и надежнее, чем человек без совести. Положительные стороны эмпатии сильно перевешивают недостатки.

Источник

Свежие материалы