€ 99.39
$ 93.15
Изматывающее сочувствие: как сохранить эмпатию и не выгореть

Изматывающее сочувствие: как сохранить эмпатию и не выгореть

Решение этой проблемы важно не только для очень чутких людей, но и для тех, на кого направлена их эмпатия

Образ жизни Саморазвитие
Фото: Ricardo Gomez Angel/Unsplash

Сочувствие — важная часть работы многих людей. Это качество, которое позволяет руководителю давать конструктивную и доброжелательную обратную связь или помогает учителю найти подход к застенчивому ученику.

Но бывают моменты, когда сочувствие принимает крайние формы. Слишком глубоко переживая боль других людей, мы испытываем истощение и подавленность.

Технический термин для этого чувства — «эмпатический дистресс», он распространен среди «людей, поглощающих слишком много чужих негативных эмоций», говорит писатель и психолог Дэниел Гоулман, чья работа над эмоциональным интеллектом сильно повлияла на сферы бизнеса и образования.

Эмпатический дистресс — проблема не только для людей, которые его испытывают, но и для объектов этого сочувствия. По словам Гоулмана, так происходит потому, что «многие люди справляются с эмпатическим дистрессом, отворачиваясь». «Знаете, иногда это называют выгоранием — я больше не могу этого делать».

Это частое явление среди медицинских работников, и не только во время пандемий. Многие годы больницы и медицинские школы разрабатывали программы как для обучения врачей и медсестер искусству эмпатии, так и для лечения стресса и эмоционального истощения, которые иногда его сопровождают.

Учитывая огромное горе, которое люди во всем мире испытали из-за Covid-19, а также продолжающиеся резонансные акты расизма, мы особенно подвержены риску эмпатического дистресса. И лучший способ сохранить постоянное сочувствие — выстроить границы.

Обратная сторона эмпатии

Можно понять, почему врачи или медсестры испытывают эмпатический дистресс: наблюдать постоянные страдания — это часть их должностных инструкций. Но проблема может проявиться и при гораздо менее экстремальных обстоятельствах. Мелоди Уайлдинг, коуч и автор книги «Доверяй себе», приводит пример клиентки, чья компания недавно пережила реорганизацию.

«Поскольку она самая чуткая, все приходили к ней как к психотерапевту и сваливали на нее все свои переживания, — говорит Уайлдинг. — Она была похожа на губку, которая просто впитывала все это, и это истощало ее энергию».

Чрезмерное сочувствие — это не только риск выгорания, оно также может сделать людей менее эффективными в работе. Уайлдинг говорит, что некоторые из ее очень чутких клиентов — это руководители, которые «настолько сильно хотят, чтобы их команда была счастлива, что боятся расстраивать людей и давать критические отзывы». В результате «команда начинает работать хуже».

Почему некоторые люди не справляются с чрезмерным сопереживанием?

Сочувствие — один из четырех основных аспектов эмоционального интеллекта. Остальные, по словам Гоулмана, — это самосознание, самоуправление и навыки взаимоотношений. Людям, которые чувствуют себя подавленными и опустошенными сочувствием, может не хватать самоуправления, которое включает в себя определение здоровых границ и переживание чувств способами, позволяющими сохранять спокойствие. Другими словами «эмпатический дистресс возникает из-за дефекта эмоционального интеллекта».

«Это неспособность справиться с расстраивающими эмоциями, — объясняет он. — Вы просто позволяете эмоциям другого человека подавить вас, вместо того, чтобы переварить их».

Три вида сочувствия

По словам Гоулмана, для решения проблемы чрезмерного сочувствия важно понимать, что существует три вида эмпатии, каждый из которых задействует разные части мозга. Когнитивная эмпатия означает, что вы интеллектуально понимаете точки зрения других людей и какой язык наиболее эффективен для общения с ними. Эмоциональная эмпатия — это переживание чувств другого человека, что в некоторых случаях может быть слишком тяжелым.

И, наконец, есть эмпатическая забота, которая заставляет нас помогать тем, кто в этом нуждается. По словам Гоулмана, родитель, который остается спокойным и любящим во время истерики малыша, проявляет сочувствие. Он не переживает всю бурю эмоций, которые испытывает ребенок в данный момент. (Если бы он их переживал, это было бы не очень полезно.) Но он заботится о благополучии своего ребенка, поэтому остается рядом и помогает малышу пережить слезы.

Эмпатическая забота в трудных ситуациях — ключ к тому, чтобы вы не чувствовали себя перегруженными во время разговора с коллегой, оплакивающего смерть любимого человека, и не теряли голову после общения с клиентом, которому угрожает потеря дома. «Если вы проявите заботливое отношение к боли или страданию другого человека, то сможете быть рядом в его страданиях вместо того, чтобы испытать подавленность и отвернуться», — объясняет Гоулман.

Искусство оставаться в настоящем

Существуют техники саморегуляции, которые позволяют людям проявлять эмпатическую заботу. По словам Гоулмана, часто бывает полезной медитация, потому что она снижает реактивность людей, что, в свою очередь, позволяет им оставаться лицом к лицу со страданиями.

Еще один хороший прием — называть эмоции, которые вы чувствуете. Если после встречи с расстроенным коллегой вы чувствуете себя потрясенными, полезно проговорить это (хотя бы для себя). «Так вы активируете другую часть префронтальной коры головного мозга, ту часть, которая регистрирует боль, и она дает вам внутреннюю степень свободы от этой конкретной негативной эмоции», — говорит Гоулман.

Рисование границ

Создание внешних границ в работе выглядит довольно очевидно, хотя и не обязательно легко: можно пообещать себе не проверять электронную почту после 19:00 или выработать привычку тренироваться и завтракать перед включением ноутбука.

Создание внутренних границ, позволяющих справиться с эмпатическим дистрессом — более мрачное предложение. Но можно научиться оставлять тяжелые эмоции позади. «Например, в конце дня записывать все свои проблемы на листе бумаги, а затем разрывать этот лист, и это будет как мысленное освобождение в конце дня», предлагает Уайлдинг.

Найти правильный баланс может быть непросто. «Установление границ можно облегчить за счет возможности отключать определенные схемы стресса, — говорит Гоулман. — Однако, если вы отключите их для всех людей в своей жизни, то станете холодным и отстраненным человеком. Нужно иметь возможность добровольно контролировать это».

Все это говорит, что в основе проблемы эмпатического дистресса есть определенная красота — идея, что вы можете смотреть сквозь завесу, отделяющую вас от других. Слишком многие мировые проблемы коренятся в неспособности людей рассматривать чужой опыт как такой же важный и реальный, как их собственный. В интересах каждого сделать так, чтобы глубоко заботливые люди, которые отдают слишком много себя, не попали в положение, когда они больше не смогут этого делать.

Источник

Свежие материалы