€ 98.62
$ 92.23
Страсть — это лишнее: как вырастить заинтересованного и увлеченного ребенка

Страсть — это лишнее: как вырастить заинтересованного и увлеченного ребенка

Известный психолог о том, что надо и чего не надо делать, чтобы развивать энтузиазм

Лидерство Саморазвитие
Фото: Ahmed Zayan/Unsplash

Энтузиазм играет в любом деле не меньшую роль, чем мотивация. Но можно ли намеренно научить человека энтузиазму, или это врожденное качество? Известный подростковый психолог Мэдлин Левин уверена, что можно. В книге «Самое ценное» она рассказывает об опыте работы с подростками, лишенными этого качества, и о том, что делать родителям, чтобы дети хотели учиться и добиваться целей.

Полночь. Мы с мужем и младшим сыном Джереми вернулись с бейсбольной игры: это стало уже ритуалом в те дни, когда Джереми приезжает домой из колледжа. Некоторое время мы сидим и обсуждаем игру. Джереми — тихоня. Бóльшую часть своей жизни он увлекался бейсболом и летом стажировался в команде низшей лиги. Он извиняется, потому что ему нужно посмотреть результаты и написать небольшую статью для сайта команды.

Его лучший друг Дживан заходит в гости по пути домой. (Да, я знаю, что сейчас полночь. Постарайтесь сделать так, чтобы и к вам все заходили по пути. Вы узнаете больше о своих детях и получите удовольствие от ночных разговоров с их друзьями, которые обычно считают ваши советы более мудрыми, чем ваши собственные дети.) Я спрашиваю его, как дела в колледже. Он задумчиво смотрит на Джереми и говорит: «Все хорошо, но я не нашел ничего, что бы меня действительно интересовало. Меня ничего не интересует до такой степени, чтобы сидеть дома в пятницу после полуночи и над чем-то работать, потому что мне это нравится».

Энтузиазм — это хорошо, но действительно ли он необходим для здорового развития? Да, если мы понимаем, что дети выражают его по-разному. Без энтузиазма дети просто совершают какие-то механические движения. Подумайте о тех людях в вашей жизни, кто с энтузиазмом относится к своему занятию, — о тех, кто любит говорить о своем деле и делиться опытом. Одна из моих подруг — заядлый серфер; она прямо светится, когда говорит о том, как чувствует себя в воде. Другая подруга недавно окончила курс столярного дела в местном колледже и с гордостью матери, показывающей новорожденного первенца, представляет на суд зрителей слегка кривой стол своего производства. Я никогда не считала эти занятия особенно увлекательными, но энтузиазм моих друзей придает им сил, радует их и побуждает постоянно повышать свою компетентность.

Если занятие ребенка не вредит его здоровью, польза от энтузиазма определяется не тем, чем именно он занят, а самим фактом, что он делает что-то с увлечением. Мы должны поощрять энтузиазм наших детей, когда они возятся с техникой, занимаются математикой, прыгают со скакалкой, играют в футбол, работают волонтерами в местном банке продовольствия и стажируются на Уолл-стрит. Вы скажете: в самом деле? Неужели мы действительно должны радоваться, что наш ребенок с энтузиазмом прыгает через скакалку, вместо того чтобы стать капитаном университетской футбольной команды? Ответ — да, потому что энтузиазм является внутренним двигателем достижений. Конечно, есть и другие компоненты, такие как врожденные способности и внутренняя мотивация. Но будь то подвывание Джастину Биберу, пение в школьном хоре или в Карнеги-холле, постоянный энтузиазм — то, что мотивирует вашего ребенка все время что-то улучшать. Именно он помогает детям переходить от экспериментов к компетентности и мастерству.

Является ли энтузиазм чем-то, что можно развить, или это в основном свойство темперамента? Действительно ли одни дети предрасположены к энтузиазму, а другие — к сдержанности? Конечно, темперамент оказывает некоторое влияние на проявление энтузиазма, особенно на интенсивность и настроение. Одни дети определенно динамичны; другие более сдержанны. Энтузиазм измеряется не в децибелах, а в сосредоточенности, увлеченности и удовольствии.

Он вырастает из нашей способности разрешать, поощрять и получать удовольствие от естественного стремления наших детей исследовать мир интересными способами. Помните, когда ваш ребенок был младенцем и вы хлопали в ладоши от удовольствия, когда он сосал пальцы ног, колотил ручкой по подвесному мобилю или просто улыбался вам? Ваш собственный энтузиазм заложил основу способности ребенка выражать свой энтузиазм. Каждый раз, когда мы отворачиваемся от интересов нашего ребенка, отмахиваемся от них или осуждаем их, мы снижаем способность ребенка к энтузиазму и ослабляем связь между нами.

Кайл, один из моих пациентов-подростков, отличник, но безразличный и слегка подавленный, редко проявлял энтузиазм к чему бы то ни было. Ему было нечего сказать на первых сеансах, и даже после того, как он немного подобрел ко мне, он казался настороженным и искренне удивлялся, что он мне интересен. Однажды он заметил блокноты, цветные карандаши и пастель, которые я держу в кабинете для маленьких детей. Когда он начал рисовать, стало ясно, что у него есть интерес и настоящий талант. Я спросила, почему он никогда не говорил мне, что прекрасно рисует, и он ответил, что его родители-бизнесмены считают рисование «пустой тратой времени» и что он предполагал, что у меня такое же мнение. На самом деле меня очень интересует живопись, и я даже привела Кайла к себе домой показать картины, которые собрала за годы. Чем больше я поощряла его рисование, тем больше энтузиазма проявлял Кайл во время наших сеансов. Его родители после нескольких серьезных разговоров и объяснений пришли к выводу, что их страхи о будущем сына только душат его настоящее. Он поехал учиться в Школу дизайна Род-Айленда и стал счастливым и увлеченным «молодым художником», по его собственному определению.

Его путь, возможно, не самый легкий; он может стать успешным художником, а может и не стать. Но одни занятия — это заработок, другие — профессия, а третьи — призвание, будь вы монах, хирург или артист. Ваш ребенок должен выяснить, какая из этих категорий будет приносить ему удовлетворение и придаст его жизни смысл.

Иногда родители не подталкивают детей забрасывать сети достаточно широко, чтобы найти то, что их по-настоящему заводит. Они отвергают занятие, которое будет поддерживать их ребенка сейчас и в будущем, как неинтересное, непрактичное или глупое. А что будет иметь ценность в будущем, предсказать трудно. Двадцать лет назад двое отчаявшихся родителей привели своего подростка на консультацию, потому что он подолгу зависал в видеоиграх. Они считали, что он должен заняться инженерным делом, раз уж он так увлечен компьютерами. Перенесемся в настоящее. Этот молодой человек сейчас возглавляет одно из игровых подразделений известной интернет-компании. Он зарабатывает кучу денег и так же увлечен играми, как и в первый день, когда я познакомилась с ним у себя в кабинете. Были ли его родители неправы, что беспокоились? Конечно, профессия инженера открывает больше возможностей, чем видеоигры. Этот молодой человек, возможно, был бы хорошим инженером. Но, скорее всего, тот успех, которым он теперь наслаждается, случился только потому, что он занимался любимым делом.

Меньше думайте о предмете энтузиазма вашего ребенка и будьте более внимательны к его способности проявлять это чувство. Поддерживайте его энтузиазм, демонстрируя собственный. Любой подростковый психолог скажет, что хуже всего поддаются лечению те дети, у кого нет запаса энергии для вовлечения в процесс. Дайте мне трудного, задиристого, сквернословящего ребенка. Это будет куда более легкая задача, чем ребенок, у которого не осталось энергии и задора.

Что делать

• Поддерживайте интересы ребенка и проявляйте энтузиазм по поводу его выбора (при условии, что выбор здравый). Ваш собственный интерес к саламандрам для вашей дочери неактуален, а вот ваша поддержка — наоборот.

• Помните, что у детей может быть много преходящих интересов, а может возникнуть один особый интерес, который будет сохраняться годами, если не всю жизнь. Помните, что это их интересы, а не ваши. Возможно, страсть сына к музыке хеви-метал мешает вам сосредоточиться. Купите наушники (ему или себе!) и посмотрите, куда его приведет интерес к музыке.

• Демонстрируйте энтузиазм на личном примере, выражая его часто и в отношении многих видов деятельности. Одна из самых приятных сторон семейной жизни — восторженный рассказ друг другу об интересах, достижениях и мечтах.

• Помните: позиция «мне все должны» — враг энтузиазма. Если вы постоянно и быстро уступаете требованиям ребенка и не умеете устанавливать ограничения, то он, скорее всего, будет считать, что так и должно быть. Если он ничего не хочет, тогда ему не к чему стремиться, у него не будет желаний и возможности почувствовать себя счастливым, когда желание исполняется.

Чего не делать

• Не разочаровывайтесь, когда то, что раньше вызывало у ребенка энтузиазм, становится ему безразлично. Одна из самых важных задач детства — экспериментирование с целым рядом интересов и видов деятельности, чтобы развивать разные навыки, интересы и способности.

• Не ожидайте, что ваш ребенок будет выражать энтузиазм так же, как вы. В моей неописуемой семье за обеденным столом все постоянно перебивают друг друга, стремясь поделиться своими восторгами. Мой младший сын проявлял энтузиазм не словами, а демонстрируя свой текущий интерес при помощи какого-нибудь предмета, оказавшегося под рукой. Мы держали наготове сотни пакетиков с сахаром и миллионы кубиков лего, чтобы он мог быстро собирать мосты, точки опоры и, казалось бы, совершенно несбалансированные конструкции, которые каким-то чудом не обрушивались. Если вы сами склонны выражать энтузиазм словами, обратите внимание на альтернативные способы выказывания этой эмоции — например, полное погружение и любопытство.

• Не используйте свою любовь или одобрение как способ манипулировать интересами или степенью энтузиазма ребенка. Фраза вроде «Никто из моих детей не станет механиком» вряд ли уменьшит энтузиазм вашего ребенка при виде журнала Car and Driver или погасит интерес к копанию в машинах. Скорее всего, вы просто увеличите дистанцию между собой и ребенком.

• Не настаивайте на страстности. Многим детям энтузиазма более чем достаточно.

Подробнее о книге «Самое ценное» читайте в базе «Идеономики».

Свежие материалы