Не женское дело? Действительно ли мальчикам лучше дается математика
Экономист Алекс Табаррок приводит неожиданное объяснение засилья мужчин в технических областях
БудущееВ более раннем посте «Есть ли у мальчиков сравнительное преимущество в математике и физике?» я привел доказательства того, что у мальчиков есть сравнительное преимущество в математике, потому что они намного хуже девочек в чтении. (У мальчиков нет абсолютного преимущества в математике.) Специализация на личных сравнительных преимуществах может легко привести к тому, что больше мальчиков будет изучать математику, даже если девочки будут так же или более талантливы. Как я уже писал ранее:
Посмотрите, что происходит, когда студентам говорят: занимайтесь тем, что у вас хорошо получается! Грубо говоря, ситуация будет примерно такой: девочка скажет «у меня пятерки по истории и английскому и четверки по физике и математике, поэтому нужно использовать свои сильные стороны и опираться на те навыки, что задействованы в истории и английском языке». Мальчики скажут, что получают четверки по физике и математике и тройки по истории и английскому, поэтому нужно использовать свои сильные стороны и изучать физику и математику.
Новая статья в PNAS приводит больше доказательств гипотезы сравнительного преимущества. Ее авторы рассматривают намерение изучать математику у примерно 300 тысяч учеников по всему миру, прошедших PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
PISA 2012 включает в себя серию из пяти вопросов, оценивающую намерения интенсивно изучать математику и строить карьеру в этой области. Учащихся спрашивают, хотят ли они (i) больше изучать математику по сравнению с английским языком/чтением, (ii) пройти дополнительные курсы по математике по сравнению с английским языком/чтением после окончания школы, (iii) выбрать специализацию по математике, а не естественным наукам, в колледже, (iv) пройти максимальное количество курсов по математике, по сравнению с естественными науками и (v) сделать карьеру, связанную с математикой, а не с естественными науками. Наша основная мера математических намерений — это индекс, составленный из этих пяти вопросов и доступный для более чем 300 тысяч человек. Он отражает желание заниматься математикой по сравнению с чтением и другими науками.
По полученным данным, сравнительное преимущество (способность к математике относительно способности к чтению) лучше объясняет намерения заниматься математикой, чем реальные способности к математике или чтению. Сравнительное преимущество больше говорит о математических намерениях, чем о восприятии математических способностей (женщины оценивают свои математические способности относительно истинных способностей ниже, чем мужчины, но этот эффект менее важен, чем сравнительное преимущество). В другом исследовании авторы показывают, что математические намерения предсказывают математическое образование.
Таким образом, накапливающиеся данные показывают, что чрезмерное количество мужчин в точных науках, возможно, лучше объяснять их недостаточным присутствием в сфере, связанной с чтением, а последнее обусловлено относительно низкими достижениями в чтении среди мужчин.
Поскольку гендерный разрыв в показателях чтения намного больше, чем в показателях математики, правительствам, возможно, стоит сосредоточиться в первую очередь на сокращении первого. Систематическое обучение для учеников с низким уровнем чтения, преимущественно мужского пола, могло бы, например, улучшить показатели мальчиков в чтении. Ограничение этого подхода, однако, заключается в том, что он снизит гендерный разрыв в областях, требующих интенсивных вычислений, главным образом за счет увеличения числа мальчиков в гуманитарных науках, что приведет к снижению доли учащихся, выбирающих математику.
Авторы не говорят об этом прямо, но другой подход заключается в том, чтобы перестать советовать людям делать то, что у них хорошо получается. Пусть они занимаются тем, что приносит деньги! Точные науки оплачиваются лучше, чем гуманитарные, поэтому, если бы люди следовали этому совету, больше женщин шли бы в точные науки. Я считаю, что побочный образовательный эффект точных наук — сильнейший, так что это пойдет на пользу обществу. Менее понятно, пойдет ли это на пользу женщинам.