€ 70.64
$ 63.84
«Упади в лужу!»: как неловкие ситуации повышают креативность

«Упади в лужу!»: как неловкие ситуации повышают креативность

Нужно только собраться с духом и рассказать о них, советует профессор Школы менеджмента Kellogg Лей Томпсон

Саморазвитие
Фото: Alex Proimos/Flickr

Сонали встала перед аудиторией в 1000 человек, думая, что выиграла корпоративную награду, но ее вручили коллеге с похожим именем.

Грег, работая дома, повздорил со своей дочерью-подростком настолько громко, что его услышали все участники телефонной конференции.

Вскоре после встречи с высокопоставленным клиентом Клаудия заметила, что на ее новой блузке по-прежнему висит ценник с пометкой «дисконт».

Это те неловкие истории из реальной жизни, о которых рассказывали люди в нашем исследовании, направленном на то, чтобы понять, какой тип самопрезентации — хвастовство или самокритика — обеспечивает самую плодотворную почву для генерации творческих идей.

Наш исследовательский вопрос возник удивительным образом. Наблюдая за несколькими выездными мероприятиями компаний, где менеджеры наперебой рассказывали о своих лучших достижениях — привлечении крупного клиента или завершение крупной инициативы в рамках бюджета, — мы не могли не задаться вопросом, как это влияло на творческий потенциал людей.

Мы с коллегами Элизабет Рут Уилсон и Брайаном Лукасом предположили, что рассказы об успехах коллег могут как мотивировать, так и испугать настолько, чтобы подавить творчество и, в конечном итоге, производительность.

Чтобы прояснить это, мы провели два эксперимента. Мы попросили людей поделиться неловкой или горделивой историей в личном и командном окружении, а затем принять участие в творческом задании. Мы обнаружили, что как отдельные люди, так и группы порождают больше идей после того, как рассказали истории о неловких ситуациях. 

С какой ноги вставать?

То, как мы представляем себя, имеет значение и может в значительной степени повлиять на успех мозгового штурма.

Самопрезентация, как говорят социальные психологи, касается управления впечатлениями других людей о нас. Большинство людей стремятся избежать смущения, потому что оно вызывает ощущение некомпетентности, что может негативно повлиять на самооценку и производительность. Но исследования показывают, что чаще встречается ожидание конфуза — например, мысль, что творческая идея может быть публично раскритикована, — которое сдерживает инновации. Поэтому рассказ о неловком случае может на самом деле противодействовать боязни будущего конфуза, напоминая, что все мы люди. В конечном итоге это может повысить производительность при выполнении творческих и других задач.

Кажется, что гордость приводит к повышению самооценки и повышению общественного признания, поскольку другие могут быть привлечены к уверенности. Но гордость бывает разных форм. «Настоящая» («Я получил повышение по службе, потому что много работал») лучше соотносится с чувством собственного достоинства. Ее «высокомерный» аналог («Я получил повышение по службе, потому что я супер-талантлив») связан с потенциально отталкивающим нарциссизмом.

Сила смущения

В нашем первом исследовании мы попросили более 100 онлайн-участников написать о моменте гордости или смущения, которые они испытали за последние шесть месяцев. После этого они приняли участие в хорошо зарекомендовавшем себя творческом упражнении: придумать необычное использование скрепки.





Мы обнаружили, что люди, рассказавшие о неловком инциденте, придумали почти на 28% больше идей и их идеи на 20% более разнообразны, чем у тех, кто писал о моменте гордости. «Группа смущения» показала более высокие результаты, чем отдельная контрольная группа (которая описывала свою поездку на работу), и по количеству идей, и по разнообразию, в то время как производительность «группы гордости» не отличалась от контрольной группы. Кроме того, подлинность ответов «групп гордости» была связана с разнообразием генерируемых идей, в то время как элементы надменной гордости — нет.

Наше второе исследование рассматривало связь между неловкими историями и инновациями в условиях бизнес-команды. Мы попросили 93 руководителей образовательной программы для менеджеров поделиться реальными историями конфуза или гордости в случайно собранных командах из 3 человек. После этого команды выполнили творческую задачу: придумать необычное использование для картонной коробки.

И снова «группы смущения» были более креативны: в среднем на 26% больше идей и на 15% больше разнообразия, чем у групп гордости. Примечательно, что группы, рассказывавшие истории, вызывающие легкий румянец, также, казалось, больше наслаждались собой, как можно подумать по их шумному смеху.

В целом наши выводы показывают, что люди, которые рассказывают неловкие истории, в отличие от горделивых, демонстрируют большую креативность впоследствии, как по отдельности, так и в группах. Горделивые истории, особенно высокомерные, способствуют творчеству в меньшей степени.

Четыре способа использовать неловкие истории

Наши результаты имеют ясный практический смысл для людей и команд, которые хотят повысить креативность.

Делитесь неловкими историями

Наиболее очевидный вывод состоит в том, что очень важно поощрять людей рассказывать истории о неловких ситуациях во время выездных мероприятий, командных встреч и на других форумах. Суть не в том, чтобы открыть себя для возможности провала, а в желании поделиться прошлыми слабостями. Эта практика выходит далеко за рамки тимбилдинга, подстегивая креативность.

Рассказывайте историю

Истории обладают силой. Факты свидетельствуют о том, что люди помнят и лучше всего реагируют на повествование с фактическим началом, серединой и концом. Большая часть ценности заключается в деталях, поэтому нужно предоставлять их. «Мои коллеги слышали, как я кричу на свою дочь», не подходит. Лучше: «В прошлом месяце я участвовал в важнейшей телефонной конференции рабочей группы, где был и наш вице-президент. Моя дочь постучала в дверь и попросила одолжить машину, несмотря на то, что она была лишена водительских прав. Я думал, что нажал кнопку отключения звука, прежде чем ответить ей, но…»

Оставайтесь в настоящем

Истории должны быть недавними, в идеале — произошедшими в последние шесть месяцев или даже вчера. Так они кажутся более непосредственными и уместными, а это позволяет легче запомнить ключевые детали, как подчеркивалось выше.

Отвечайте взаимностью

Если коллега рассказывает о своей слабости или бестактности, поделитесь аналогичной историей о себе. Это пойдет на пользу всей группе.

В следующий раз, когда вы столкнетесь с чем-то смущающим, подумайте об этом как о потенциально ценной истории, которой вы сможете поделиться в будущем, чтобы повысить творческий потенциал своей команды. Наше исследование показывает, что дело это стоящее.

Источник

Интересная статья? Подпишитесь на наш Telegram-канал и следите за лучшими обновлениями и обсуждениями на "Идеономике"

Свежие материалы