Надо ли ждать озарения? 5 главных мифов о креативности

Надо ли ждать озарения? 5 главных мифов о креативности

Начнем с фактов: мы все способны придумывать новые и полезные идеи. Однако шансы этого добиться подрываются из-за нескольких устойчивых предубеждений.

Саморазвитие

Кристиан Джарретт — психолог и журналист, автор Wired, редактор исследовательского блога Британского психологического общества. Этот пост адаптирован из его новой книги Great Myths of Brain.

Начнем с фактов: мы все способны придумывать новые и полезные идеи. Однако шансы этого добиться подрываются из-за нескольких устойчивых мифов. Эти предубеждения окутывают креативность покровом мистики и поощряют элитизм, идею, что инновационность и воображение — это редкий дар, доступный лишь некоторым «творческим людям». В этом тексте мы разбираем пять устойчивых мифов, которые не соответствуют данным нейрологии и психологии.

Миф 1: креативные люди — это люди правополушарные

Считается, что некоторые из нас логичны и аналитичны, потому что у таких людей доминирует левое полушарие, а у других развиты творческие навыки и воображение, потому что они правополушарны.

Это вредная идея, потому что она подсказывает, что если у вас «не тот» тип мозга, вы не можете придумывать что-то новое. Хотя два полушария действительно функционируют по-разному, они соединены множеством нервных волокон, и большинство функций мозга опираются на оба полушария, работающие вместе. Да, есть исследования, которые показывают, что правое полушарие важно для решения проблем, но также есть доказательства, что левое полушарие важно для сторителлинга.

о креативности как прерогативе правого полушария — это не просто упрощение. Вообще ошибочно считать, что одни люди правополушарны, а другие левополушарны. В 2013 году исследователи просканировали мозги более тысячи людей и не нашли никаких подтверждений, что следует так классифицировать нас с вами. Короче говоря, настоящая нейронаука говорит: если вы человек и у вас есть мозг, вы способны на творчество.

Миф 2: надо ждать момента озарения

Майкл Джексон когда-то рассказал, что басовая линия для его мегахита Billie Jean просто свалилась на него как божий дар. Это современный вариант апокрифической истории о Ньютоне, открывшем притяжения, когда яблоко упало ему на голову.

Миф о творческих озарениях соблазнителен, потому что часто кажется, что идеи возникают во вспышке гениальности. На самом деле такие моменты опираются на тяжелый труд и упорство, без которого они просто не появятся. Известно, что Джексон был одним из самых усердных и склонных к перфекционизму людей в музыкальной индустрии. Ньютон же был одержим своей работой и думал о гравитационных силах задолго до случая с яблоком.

Проблема с этим мифом заключается в том, что люди начинают считать креативность пассивным процессом: надо ждать и надеяться на прорыв. Да, действительно, последний момент осознания часто кажется неожиданным. Но чтобы это случилось, вашему подсознанию нужен материал для работы. Оно не в состоянии перебирать и заново соединять идеи, если вы сначала не приложите усилия к освоению своей области и не изучите разные взгляды.

Миф 3: творческие люди — это одинокие гениальные эксцентрики

Исследование, опубликованное в этом году, показало, что люди более высоко оценивают творческие произведения, если им скажут, что их автор эксцентричен. Это стереотип, который предполагает, что путь к инновации — отрезать себя от коллег и от сотрудничества.

В действительности, как объясняет Дэвид Буркус в своей книге Myths of Creativity, креативность — командный спорт. Он описывает, как американский изобретатель Томас Эдисон — его любят изображать как одинокого гения — вообще-то опирался на группу инженеров и ученых. Да и Микеланджело не в одиночестве расписывал Сикстинскую капеллу, ему помогала группа талантливых художников. Или возьмите тот факт, что наибольшее число патентов регистрируется в городах, где высокая плотность творческих профессионалов. Инновации порождаются столкновениями плодовитых умов.

Также есть представление, что творческие люди — гении с редким интеллектом. Но одно классическое исследование полностью это опровергает. В 1920-х психолог Льюис Терман начал отслеживать группу очень умных детей из Калифорнии. Он наблюдал за тем, как они выросли и как строилась их карьера. Ни один из них не продемонстрировал высокой креативности. Высокий IQ — это не эквивалент творческих способностей.

Миф 4: чтобы быть креативным, нужны внешние стимулы

Во многих сферах люди думают, что чем большее вознаграждение вы предложите кому-то, тем лучше он справится с работой. В творческой работе не всегда так. И бывает даже наоборот. Исследования показывают, что работа, которая мотивируется внутренними амбициями и радостью от самого процесса, приводит к более оригинальным и впечатляющим результатам, чем работа, нацеленная на внешнюю выгоду вроде денег или славы.

Тереза Амабиле из Гарвардской школы бизнеса попросила художников и скульпторов представить примеры работ, сделанных ради собственного удовольствия, и работ, выполненных за деньги. Затем все эти работы оценила группа экспертов, не знавших, кому принадлежит произведение и было ли оно выполнено за деньги. Поразительный результат: произведения, созданные ради собственного удовольствия, получили стабильно более высокие оценки жюри. В другом исследовании Амабиле попросила студентов создать бумажные коллажи. Половине из них сказали, что качество их работы будут оценивать, другие же считали, что цель исследования никак не связана с качеством их труда. Оказалось, что женщины изготавливали более качественные коллажи, когда думали, что их не будут как-либо судить.

Миф 5: мозговые штурмы — лучший путь к коллективному творчеству

Самые полезные и инновационные идеи обычно возникают при совместной работе людей. Но, к сожалению, есть устойчивый миф: лучший способ придумывать идеи совместно — это организовать брейнсторминг. Обычно в таких случаях перед группой ставят проблему, и люди пытаются решить ее, сидя за столом и забрасывая друг друга идеями.

Этот процесс чрезвычайно популярен, особенно в корпорациях, и все же исследования снова и снова показывают, что люди придумывают больше идей, и эти идеи более высокого качества, когда они изначально работают в одиночку, а не когда они сразу идут заниматься мозговым штурмом.

Кажется, что это противоречит опровержению мифа об одиноком гении. Но главная идея в том, что людям нужно сначала время, чтобы поработать в одиночку, и только потом может начинаться совместный процесс. Групповой брейнсторминг — эффективный способ поделиться идеями и объединить решения разных людей, но это неверный подход, когда нужно сгенерировать идеи как таковые, и он точно не должен быть концом творческого процесса. После такого перекрестного опыления людям опять нужно время, проводимое в одиночестве, чтобы осмыслить идеи других людей и сплавить их со своими.

Кроме того, важно проводить мозговые штурмы определенным образом. Нужно остерегаться людей, склонных к доминированию, которые критикуют чужие идеи; а более пассивных людей нужно специально настраивать, чтобы они могли делиться мыслями, не испытывая страха, что их осудят или обсмеют.

***

Во всех нас есть потенциал продуктивной творческой работы. Но она не появляется сама по себе, без дополнительных усилий. Мы должны сочетать работу в одиночку и вместе с другими. Мы должны исследовать, слушать других и общаться с ними, засеивая семена новых идей в мозгу. Тщательно обработайте почву, и тогда идеи начнут расти.

Оригинал поста — 99u.com/articles/35045/5-creativity-myths-you-probably-believe

Читайте также:

Как стать креативнее за 10 минут

8 уроков креатива от аниматора Pixar

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Свежие материалы