Убей перфекциониста: когда плохо — это хорошо
Война с перфекционизмом — дело бесконечное. Главное — понять, где можно проиграть
СаморазвитиеСооснователь «Идеономики» Антон Шириков год назад уехал учиться в США. Под впечатлением от нового формата жизни он начал цикл заметок, в котором делится мыслями о продуктивности и самоорганизации и тестирует разнообразные советы по повышению эффективности.
Свой блог я начал с того, что у аспирантов свободного времени очень много и одновременно очень мало. Часов в сутках не хватает катастрофически. И при этом нет никакого смысла делать все спешно и впопыхах. Делать нужно хорошо. Но это открывает дорогу другой беде — перфекционизму, желанию сделать все идеально или страху не достичь идеала.
Есть много исследований о том, что перфекционизм мешает продуктивной работе, вызывает острую прокрастинацию и вообще ломает жизнь. И масса советов, как от него избавиться. Но есть другая штука: в аспирантуре и вообще в науке перфекционизм необходим. Нужно внутреннее стремление перебрать все винтики и три раза убедиться, что каждый винтик работает правильно. Желание постоянно опережать самого себя, сделать то, что раньше не получалось. Поэтому бороться с перфекционизмом по всем фронтам не получится. Приходится выбирать, где он полезен, а где от него только вред.
Это позволяет сэкономить массу времени. Поначалу я пытался готовиться к аспирантским семинарам так, будто нужно знать все тексты от начала до конца и по каждому абзацу иметь аргументированное мнение. Когда к семинару нужно прочесть восемь статей общим объемом 400-500 страниц, и такие семинары происходят несколько раз в неделю, задача получается не очень практичной. Я почти сразу понял, что это будет отнимать слишком много времени, и предположил, что ни один аспирант так не делает. Было понятно, что и я не смогу: чтобы настолько блестяще знать такой объем текста, надо в него вгрызаться неделю и не отвлекаться больше ни на что. Я понимал, что даже если я буду знать весь материал идеально, толку от этого будет мало: за два часа семинара успеваешь обсудить только самые главные тезисы. Да и санкции за незнание каких-то деталей невелики: помолчишь, почувствуешь себя неудобно, да и все.
Но несмотря на весь этот набор очевидных аргументов, я по-прежнему убивал на подготовку гораздо больше времени, чем нужно. Мне, вероятно, казалось, что в любой момент семинара я обязан демонстрировать свою гениальность и быть самым знающим человеком в аудитории. Такова бессмысленная мощь перфекционизма. (На семинарах я никакой гениальности, разумеется, не проявлял, периодически путался в аргументах и с испугом слушал, как коллеги вычитывали в текстах что-то совсем другое.)
В какой-то момент — рад признать, что это случилось сравнительно быстро, — я понял, что хотя достичь 100% по шкале владения материалом не получится, и 80% — довольно хорошо, а 90% — вообще здорово. При мысли о 80% перфекционист во мне приходил в ужас, но внутренний реалист испытывал прилив восторга. Во-первых, я в состоянии сделать что-то «довольно хорошо», а во-вторых, одно простое решение такого рода экономит как минимум несколько часов в неделю (и умножим это на количество семинаров). Ну и как водится, тратя меньше времени на детали, я стал лучше ориентироваться в материале и бодрее дискутировать.
Война с перфекционизмом бесконечна, и когда выигрываешь на одном участке фронта, то на другом придется непременно уступить. Ведь когда ты видишь, что понизил планку сразу везде, то из победителя мгновенно превращаешься в лузера. Фокус в том, чтобы уступать именно в тех местах, где это заметно улучшит конечный результат. Или когда твой перфекционизм оценят коллеги, менторы, сообщество и т.п. И это сложно, потому что стремление к совершенству в вопросах серьезных требует большого труда. Гораздо проще идеально делать какие-то мелочи, которые не имеют никакого значения. Так что борьба продолжается.
Другие посты из этого цикла читайте здесь.