Что в облаке тебе моем: парейдолия указывает на творческие способности

Что в облаке тебе моем: парейдолия указывает на творческие способности

Нейробиологи Рене Мюри и Николь Гёбель рассказывают, что мозг распознает реальные и нереальные лица одинаково быстро

Образ жизни Саморазвитие
Кадр из фильма "Хранители"

Вы когда-нибудь смотрели на облака и обнаруживали в очертаниях овец, пуделей или лица? Такое случается не только со многими людьми, но даже и обезьяны и нейронные сети, запрограммированные Google, обладают такой способностью. Возможно, вы задумывались, не является ли это признаком творческого потенциала, ведь мозг просто создает образы из случайных деталей.

Как нейробиологи, мы считаем, что между творческими способностями и видением лиц в облаках может существовать значимая связь. Недавно мы начали изучать этот вопрос с научной точки зрения, однако, мы далеко не первые, кто заинтересовался этим феноменом.

Научный термин, обозначающий восприятие знакомых объектов в случайных образах, абстрактных вещах или узорах, — «парейдолия». Термин происходит от греческих слов para (παρά: рядом, наряду, вместо) и eidōlon (εἴδωλον: образ, форма, очертания). Парейдолия встречается не только в визуальной области. Есть данные о парейдолии в звуках, что позволяет предположить, что это более общее перцептивное явление.

Слово «парейдолия» впервые употребил немецкий психиатр Карл Людвиг Кальбаум в работе 1866 года «О бреде чувств», которая позже была опубликована в журнале The Journal of Mental Science (ныне The British Journal of Psychiatry). Он использовал термин «парейдолия» для обозначения «бреда рассудка», вызванного «несовершенством восприятия». Благодаря влиянию Кальбаума в последующий период ученые стали рассматривать парейдолию скорее негативно, чем как признак творчества. Ее даже считали симптомом психоза или признаком слабоумия.

Когда впервые была установлена связь парейдолии с творчеством, это понятие имело психиатрический оттенок. В 1895 году французский психолог Альфред Бине, наиболее известный своими новаторскими работами по тестам IQ, предложил использовать чернильные кляксы в психологических исследованиях для изучения вариаций «непроизвольного воображения».

Идею подхватил польский психиатр Шимон Хенс. В 1917 году вышла его работа «Тест на фантазии с помощью чернильных клякс у детей, здоровых взрослых и психически больных». Его коллега, швейцарский психиатр Герман Роршах работал в той же клинике. Можно предположить, что он прочел публикацию Хенса, а затем усовершенствовал методику. Его знаменитый тест, опубликованный несколькими годами позже, использовал парейдолию, вызываемую чернильными кляксами, для исследования личности и оценки психологического состояния людей. Тест востребован и сегодня, хотя его надежность и валидность подвергаются сомнению.

Конечно, фантазию можно рассматривать и в более позитивном ключе, как основной аспект творчества. Леонардо да Винчи первым заговорил о парейдолии в этом контексте, записав в дневнике: «Если посмотреть на стены, покрытые различными пятнами или сложенные из разных камней, когда собираешься придумать какую-нибудь сцену, то можно увидеть в ней сходство с различными пейзажами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и грядами холмов. Можно увидеть сражения водолазов, и фигуры в быстром движении, и странные выражения лиц, и диковинные костюмы, и бесконечное количество вещей, которые затем можно свести к отдельным и хорошо продуманным формам. С такими стенами и сочетаниями различных камней все происходит примерно так же, как со звуком колоколов, в звоне которых можно услышать любое имя и слово, которое только можно себе представить».

В XIX веке творческий аспект парейдолии вышел на первый план, благодаря «кляксографии», популярной технике рисования. В те времена люди писали перьевыми ручками, которые могли случайно капнуть чернилами на бумагу. Писатели, например, Виктор Гюго и Жорж Санд, видели в этих чернильных кляксах фигуры и другие изображения, а потом дорисовывали их. Гюго творчески экспериментировал с «pliages» (сложенными бумагами) и «taches» (пятнами), в последнем случае держа перо вверх ногами, чтобы использовать конец пера в качестве кисти.

Другим известным практиком кляксографии был немецкий поэт, врач и писатель Юстинус Андреас Кристиан Кернер. Его книга 1890 года представляет собой сборник чернильных клякс, сопровождаемый короткими стихотворениями о предметах, которые можно увидеть на изображениях.

Британский психолог Ричард Грегори вернул связь между парейдолией и творчеством на рубеже XXI века. Хотя он не использовал термин «парейдолия», он предположил, что измененная версия классического теста Роршаха может раскрыть принципы творчества. В 2000 году он писал: «Скажем, изменение теста, от типов людей к типам узоров, может показать, что стимулирует творчество. Это четкий экспериментальный вопрос: какие виды узоров вызывают наиболее богатое разнообразие восприятий и идей? То, какие узоры или картинки вызывают наибольшее количество эмоций, должно подсказать, что сильнее всего побуждает к созданию новых восприятий и идей. Это должно раскрыть творческую природу ума, позволяющую генерировать восприятия и концепции для искусства и, возможно, науки. Чернильные кляксы могут вызывать творческие способности контролируемыми способами, позволяя нам понять и, возможно, укротить опасность, таящуюся в нашем уме. Похоже, глубоко верно, что все восприятия — это слабо контролируемые галлюцинации».

Мы ухватились за идею Грегори о том, что с помощью парейдолии можно проверить творческие способности. Хотя существует несколько хороших тестов для таких измерений, у них есть небольшой, но важный недостаток: пожилые люди и неврологические пациенты часто не справляются с ними. Возможно, это происходит не потому, что им не хватает креативности, а потому, что, например, их рабочая память не может достаточно долго удерживать сложность задания. Мы считаем, что парейдолия универсальна и поэтому является отличным средством для выявления определенных типов творческих способностей.

Для дальнейшего изучения этого вопроса было проведено тестирование 50 здоровых участников. Они должны были создавать парейдолии, рассматривая фотографии природных сцен с определенными текстурами, таких как облака и скалы, на планшетном компьютере и накладывая их на любые изображения, которые они могли видеть. Чтобы сравнить их творческие способности, мы также протестировали добровольцев с помощью традиционных тестов на креативность, в том числе попросили предложить альтернативные варианты использования повседневных предметов (например, кирпича или скрепки) и придумать как можно больше слов, связанных по смыслу с целевым словом.

Мы предсказывали, что чем больше парейдолических ответов будет создано человеком, тем выше его творческая свобода и оригинальность. Наши добровольцы создали в общей сложности 1 641 парейдолический рисунок: 36,1% составляли парейдолии животных, 18,2% — человеческие предметы (например, молотки), 15,3% — люди и лица, 14,6% — природные объекты, 6,6% — фантазийные рисунки, 4,8% — еда и 4,4% — абстракции.

Мы обнаружили, что высокая скорость и оригинальность выполнения стандартных тестов на креативность связаны с большей скоростью и оригинальностью парейдолий. Кроме того, участники с сильным интересом к искусству и музыке создавали более оригинальные парейдолические рисунки. Эти результаты позволяют предположить, что творческие процессы вовлечены в создание парейдолий, и что парейдолия может предложить новые способы исследования творческого познания.

Парейдолия поднимает и более глубокие вопросы. Является ли все восприятие иллюзией? Мы превращаем буквы в слова со смыслом, а точки и черточки образуют лица. Но что реально, а что — выдумка? Внешний мир должен быть каким-то образом воспринят и интерпретирован так, чтобы это имело смысл для внутреннего мира. Какой смысл можно придать этому? Как отличить полную иллюзию, или заблуждение, от полезной творческой интерпретации?

Исследования в области визуализации мозга дают некоторые подсказки. Когда мы видим лица в случайном порядке, активируется фузиформная лицевая кора, которая реагирует на вид реальных лиц, причем в те же сроки (примерно 170 миллисекунд). Такая быстрота позволяет предположить, что парейдолия не является переосмыслением воспринятого, а больше похожа на подлинный перцептивный опыт.

Когда вы в следующий раз будете смотреть на облака, вспомните идею Леонардо о том, что это возможность стимулировать воображение. Что вы сможете увидеть?

Источник

Свежие материалы