€ 95.62
$ 89.10
Много личного времени: мечта или кошмар?

Много личного времени: мечта или кошмар?

Сооснователь «Идеономики» Антон Шириков год назад уехал учиться в США. В этом цикле заметок он делится мыслями о продуктивности и самоорганизации, на которые его натолкнули большие перемены

Саморазвитие
Набережная озера Мендота. Фото: Elena Shirikova

Год назад в моей жизни случилась перестройка: я переехал в Америку учиться на PhD-программе. Нужно было заново организовывать свое время, свою работу и вообще себя. Обстановка для этого была весьма подходящая. Мои друзья и коллеги здесь постоянно говорят о продуктивности и эффективности. Уикенд вспоминают, как бы извиняясь: it wasn’t very productive. Или, наоборот, говорят, что неделя прошла продуктивно (и тогда чувствуешь укол ревности). Часто обсуждают прокрастинацию, обмениваются опытом безделья, спрашивают с завистью друг у друга: а как ты вот это успеваешь?

В общем, идеальная среда, чтобы протестировать те советы, которые мы переводим и пересказываем в “Идеономике” последние несколько лет и которых накопилось уже несколько тысяч. Весь год я старался пользоваться тем, что вынес из этих советов, и проверять, что работает, а что нет. Эти опыты я и буду описывать в серии постов для “Идеономики” в ближайшие месяцы.

Badger, который фигурирует в названии блога и в иллюстрациях к этим текстам — барсук, официальный символ штата Висконсин и Висконсинского университета, где я работаю над диссертацией. Так называли первых поселенцев этого штата, шахтеров, которые добывали железную и свинцовую руду и жили прямо в шахтах. Чем-то похоже на меня: приехал, окопался и пытаюсь извлечь побольше ценности из происходящего. Надеюсь, эти наблюдения кому-то покажутся полезными, а кого-то просто позабавят.

Badger всегда настороже и следит за тобой. Фото: Elena Shirikova

Badger всегда настороже и следит за тобой. Фото: Elena Shirikova

Первое, с чем я столкнулся в новом жизненном формате — это совершенно другое отношение к времени. Личного времени у меня теперь очень много, что одновременно и здорово, и ужасно. В России аспирантура, как мне хорошо было известно по собственному опыту, зачастую воспринимается как приложение к другой деятельности: преподаванию, работе на стороне и т.д. На хороших западных PhD-программах это не так. Учеба и собственные исследовательские проекты — основная работа аспиранта, даже если приходится подрабатывать преподаванием или ассистированием в чужих исследованиях. И эта работа настолько переплетается с жизнью, что выходные рассматриваются не как время для отдыха, а как лишние 20-25 часов, хороший шанс что-то еще успеть.

Конечно, так бывает не только в академической деятельности. Самый близкий аналог, по-моему, предпринимательство: тоже главное — собственные проекты, и таких потенциальных проектов на порядок больше, чем может успеть любой отдельно взятый человек за всю свою жизнь. Так что всегда есть чем заняться.

Работа по найму — другое дело. Да, многим людям приходится работать по вечерам и выходным, но при всем том довольно легко провести границу между тем, что ты делаешь по работе, и тем, что ты делаешь для себя. Сколько своего “свободного” времени уделять работе, зависит от расстановки приоритетов. Ну, например, надо сохранить работу или добиться повышения — тратишь больше времени, а когда все стабильно — меньше. Кроме того, обычно понятно, каких именно трудозатрат ждет от тебя работодатель. И можно сказать: вот это мое рабочее время, а вот это нет. Рабочий день может продолжаться 5 часов, 8 часов, 14 часов — но как правило, есть черта, за которой он кончается.

В аспирантуре, да и вообще в науке, такого нет. Конечно, есть некий минимум, который нужно выполнять, чтобы не вылететь с программы. Но если минимумом ограничиться, никаких заметных успехов не будет, как не будет и хорошей работы после написания PhD. А максимума в принципе не существует: всегда можно что-то сделать лучше, всегда можно приложить больше усилий, больше узнать, освоить новый статистический софт, проапгрейдить свои математические знания, придумать идеи для новых проектов, прочитать еще одну книгу и т.д. Да и вообще, выполнять лишь то, что от тебя формально требуется — скучно.

Одно из главных преимуществ и одна из главных проблем аспирантуры в том, что тебе никто не диктует, чем заполнить твое время. Несколько часов в неделю я провожу на семинарах или лекциях, но остальное время — целиком мое собственное. И никто мне не говорит, сколько именно времени я должен потратить на ту или иную задачу. Разумеется, есть дедлайны. Но при этом ты понимаешь, что если ты сделал что-то плохо, то не имеет особого значения, успел ты к дедлайну или нет. Иногда, конечно, нужно сделать плохо, но вовремя, но в большинстве случаев главное — качество, иначе весь процесс теряет смысл.

Многим людям управлять разнообразной академической нагрузкой тяжело, неприятно или просто скучно. Один человек с нашей программы ушел и устроился работать аналитиком в Вашингтоне. В числе прочего, ему хотелось, чтобы в его жизни было больше структуры и ясности. Вполне его понимаю — но следовать его примеру пока не планирую.

Здесь есть разные решения. Прежде всего, довольно быстро учишься делить задачи и дела на три вида: важное, жизненно важное, может подождать. Между этими категориями не так уж трудно сделать выбор. Помогает и опыт: со временем понимаешь, сколько ты можешь успеть за неделю или за день, что реалистично, а что — нет. И общение с коллегами тоже: это напоминает мне, что у них те же самые трудности выбора, а иногда подсказывает, что есть и более простые способы.

Но самое главное — осознать, что ты не сверхчеловек, что ты не можешь эффективно работать в режиме 24/7. Это помогает не считать потерянным днем субботу, проведенную за городом. Это помогает не думать каждый вечер, что ты опять безнадежно отстал от графика, и поэтому судорожно хвататься за что-то и сидеть до самой ночи. Если планировать отдых заранее, а не отключаться, когда кончатся силы, то и работу успеваешь сделать быстрее. 

И еще нужно почаще радоваться, что доступна такая роскошь: выбирать из множества интересных занятий самое важное и самое интересное. Для меня любая работа, кроме научной, за год тускнеет, перестает быть такой же захватывающей, как в самом начале. А здесь чем дальше, тем интереснее.

Другие материалы блога об американской жизни и учебе читайте здесь.

Свежие материалы