€ 99.70
$ 92.33
Вы — не гений: 5 правил, помогающих стать креативным человеком

Вы — не гений: 5 правил, помогающих стать креативным человеком

Исследования опровергают многие распространенные представления о креативности.

Саморазвитие
Фото: Daniela Vladimirova/Flickr

Нет никакого секретного приема, чтобы стать креативным человеком. Но творческие способности — это навык, который действительно можно развить, говорит профессор психологии Техасского университета в Остине Арт Маркман. В этом посте он рассказывает, как этого добиться.

Вы можете стать креативнее за определенное время, приложив нужные усилия. Но когда вы осваиваете новый навык, полезно найти образцы — людей с теми способностями, что вы хотите освоить — и следовать их примеру.

В последние 10 лет я немало писал о креативности и обнаружил немало историй, которые побудили меня задуматься о том, как улучшить мои собственные творческие способности. Герои этих историй смогли решать как практические, так и художественные задачи новым способом. И вот какие пять привычек возникли из их усилий.

1. Они изучают детали

Ряд людей, с которыми я общался, волнуются, что их способность быть креативными может пострадать от того, что они слишком много знают. Им кажется, что слишком много знаний погрузят их в рутину.

Однако творческие личности глубоко погружаются в детали тех проблем, которые они пытаются решить. Когда Фиона Ферхерст и ее команда дизайнеров из Speedo разрабатывали костюм для плавания, позволяющий пловцам сократить время заплыва на несколько секунд, они изучали самые разные способы снизить торможение. Конечный вариант опирался на множество разнообразных источников, от состава акульей кожи до возможности использования материалов, уменьшающих мускульные вибрации пловца.

А швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что его пес все время собирает во время прогулки массу колючек. Изучив эти колючки под микроскопом, де Местраль заметил, что они так хорошо держатся, потому что маленькие крючки на семени цепляются за запутанную шерсть собаки. Опираясь на этот принцип, он предложил производителям одежды изготовить синтетические крючки такого типа — так появились липучки Velcro.

2. Они продумывают свой график

Стандартный образ творческого гения — это измученная душа, которая скачет от одного приступа вдохновения к другому, а в промежутке занимается саморазрушением. Но многие весьма креативные люди гораздо более дисциплинированы. Они относятся к творчеству как к работе и занимаются им систематически.

Классический пример — плодовитый писатель Стивен Кинг. Он, конечно, подходит под стереотип этой измученной души. Но как раз он часто рассказывает о роли распорядка в своей работе. Он пишет каждое утро и отмечает, что такая дисциплина для творчества столь же важна, как правильный распорядок сна. Ждать музу бессмысленно — нужно усердно работать, прежде чем она появится.

3. Они понимают, что важно абсолютно все

Я больше всего не люблю, когда студенты спрашивают меня: «А будет ли это на экзамене?» Я всегда отвечаю: «Да, но не обязательно это будет мой экзамен». Дело в том, что никогда не знаешь, откуда может поступить хорошая идея. Увлекательно читать о том, как появлялись на свет оригинальные идеи, но ясно это становится лишь в ретроспективе.

К примеру, Джеймс Дайсон набрел на идею безмешкового пылесоса, вспомнив о промышленных двигателях, которые очищают воздух на лесопилках. Когда любопытство Дайсона побудило его узнать побольше о лесопилках, он не мог знать, что именно это знание поможет ему создать компанию с многомиллионными оборотами.

Рецепт креативности — это гнаться за знанием, не понимая, пригодится ли оно в будущем. Люди слишком часто думают, что могут заранее определить, что им нужно понимать, а что не нужно. Нет, творческие люди формируют свои знания таким образом, чтобы быть готовыми к возможностям, которые откроются лишь в будущем.

4. Они учитывают момент

По-настоящему успешные творческие предприятия — это продукты, которые хорошо вписываются в свое время. То есть творческому человеку важно понимать не только технические аспекты своего ремесла, но и тот контекст, в котором они делают свою работу.

Великий джазовый трубач Майлз Дэвис начинал в эру би-бопа. В конце 1940-х он начал выступать против стиля игры, принятого в эту эпоху, но лишь в конце 1950-х мир стал готов к тому звуку, что главенствовал на его альбомах Birth Of The Cool (выпущенном гораздо позже того момента, когда он был записан) и Kind Of Blue, оказавших огромное влияние как на слушателей, так и на других музыкантов.

К концу 1960-х Дэвис был снова готов выступить против сложившегося музыкального контекста со своим ранним альбомом в стиле фьюжн Bitches Brew. Успех этих работ объяснялся тем, что их автор понимал систему, в которой они записываются и прослушиваются.

Стив Джобс тоже был мастером в понимании этой системы. iPod был не первым MP3-плеером на рынке. Джобс очень глубоко размышлял о пользователях и о ситуациях, в которых iPod будет использоваться. Внимание к контексту привело к параллельной разработке iTunes, которые и сделали iPod столь самоценным устройством.

5. Они знают, когда нужно сдаваться

Наконец, когда изучаешь истории креативности, легко поддаться искушению и объявить о настойчивости и упорстве творческих людей. Джеймс Дайсон не только вдохновлялся самыми разными источниками, но и годами работал над прототипом оригинального пылесоса Dyson.

Но есть опасность в представлении, что творческие люди цепляются за каждую идею, стараясь довести ее до конца. У экономистов есть концепция безвозвратных издержек — это время, энергия и деньги, которые уже вложены в проект. Правильное решение — это такое, которое не слишком опирается на эти безвозвратные издержки. Даже если вы и потратили на проект много времени и денег, это не значит, что вы потратите время впустую, прекратив этот проект. Проекты нужно оценивать, исходя из того, каковы шансы на их успех, если вы продолжите инвестировать в них свои усилия, невзирая на то, сколько вы в них уже вложили.

Ричард Нисбетт и его коллеги изучали успешных креативных личностей (например, ученых, которые работают на передовом крае своих дисциплин). В долгосрочной перспективе самыми успешными оказываются те, кто готов отбросить не приносящие успеха проекты, даже когда они вложили в них значительные усилия. То есть творческая успешность — это еще и понимание, когда пора капитулировать. 

Оригинал — www.fastcompany.com/3045111/hit-the-ground-running/five-habits-of-creative-people

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Свежие материалы