Нейроархитектура: как построить здание, в котором будет хорошо
Исследования ученых из Кембриджского университета раскрывают последствия проектирования зданий для здоровья человека
Образ жизниВы когда-нибудь были в месте, где чувствовали себя неуютно и напряженно? Может, это был шумный и многолюдный торговый центр с неоновыми вывесками, пестрой напольной плиткой и стенами, крикливо выкрашенными в фирменные цвета бренда. Или плохо освещенная автостоянка с флуоресцентными лампами, низким потолком и бетоном, где каждый шаг отдается эхом. А теперь сравните эти впечатления с местом, где вы чувствовали себя непринужденно. Возможно, когда вы сидели за столом на кухне у подруги, солнце проникало в окно, согревая кожу и наполняя пространство светом. А, может быть, вы сидели в местной библиотеке: удобное кресло в тихом уголке с высокими потолками, много естественного света и вид на сад во внутреннем дворике.
Многие из нас ощущают на себе последствия пребывания в разной среде. Однако исследователи уделяли мало внимания тому, как это влияет на здоровье и благополучие. Как офисы, дома, больницы, школы, общественные пространства влияют на здоровье? Традиционно ученые рассматривали этот вопрос с точки зрения распространения инфекций. Так, послевоенная перепланировка городских кварталов в Великобритании была направлена на борьбу с перенаселенностью, сыростью и плохой вентиляцией, которые способствуют распространению инфекций, например, туберкулеза. Однако влияние окружающей среды на здоровье может быть гораздо более масштабным.
Новый подход к вопросу предлагает нейроархитектура — междисциплинарная область, изучающая, как архитектурная среда влияет на работу мозга, поведение, самочувствие и психологию человека. Первые исследования показывают, что, помимо влияния на инфекционные заболевания, архитектурный стиль и форма активно способствуют повышению уровня стресса в организме. Это увеличивает риск развития неинфекционных заболеваний (которые называют «болезнями образа жизни»), включая нейродегенеративные и психические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, депрессия и тревожность.
Когда мы станем лучше понимать, как окружающая среда влияет на здоровье, это позволит совершить революцию в проектировании зданий и градостроительстве. Представьте себе, что вы сможете проектировать помещения, которые не только не причиняют вреда, но и способствуют общему благополучию. Во многих отношениях эта развивающаяся область подтверждает то, что многие из нас уже давно интуитивно чувствуют: архитектура — это не просто декорации жизни, а важнейший фактор, определяющий то, как мы существуем.
Активная урбанизация заставляет задуматься об актуальности этого исследования. По оценкам ООН, к 2050 году две трети населения планеты будут жить в городах. В развитых странах люди уже сейчас проводят большую часть времени в помещениях. Некоторые группы населения, пожилые люди, младенцы, маленькие дети и люди с ослабленной иммунной системой, проводят в помещении почти все время. Изменение климата с экстремальными значениями температуры увеличит число таких людей.
Между тем, исследования в области нейроархитектуры показывают: даже небольшие изменения в городском облике имеют значение. Например, комнаты с низкими потолками и маленькими окнами усиливают стрессовые реакции организма. Квартира-лофт с высокими потолками, огромными окнами, большим количеством естественного света и деревянными полами, о которой пишут в модных журналах, — на самом деле тот вариант домашнего пространства, который поможет снизить стресс.
И, напротив, отдельные виды контрастных узоров, например, полосатые фасады, панели и ковры с рисунком могут вызывать зрительный дискомфорт, а в крайних случаях — даже мигрень и припадки у чувствительных людей. Например, во многих отелях и кинотеатрах в коридорах и вестибюлях используются ковровые покрытия со сложными контрастными узорами, чтобы скрыть пятна и износ, а в казино, — чтобы намеренно вызвать дезориентацию и нарушить процесс принятия решений. Кроме того, в современной архитектуре все чаще стали использовать реечные стены, если вы обратите внимание, то заметите их буквально всюду. Однако эти конструкции, часто расположенные в повторяющихся, высококонтрастных узорах, могут визуально подавлять.
С другой стороны, монотонная среда также оказывает негативное влияние на человека. Такие пространства характеризуются минимальным разнообразием в расположении окон и дверей, отсутствием отличительных особенностей или деталей — минималистская или функциональная эстетика, которая преобладает в некоторых видах современной архитектуры. Вспомним архитектурные ландшафты, которые можно встретить в коммерческих районах крупных городов. Во многих случаях трудно отличить один город от другого. Это особенно характерно для районов новостроек, торговых центров и центров розничной торговли. Такая обстановка, как правило, повышает уровень стресса, поскольку не позволяет задействовать органы чувств. В отличие от них, среда с разнообразными элементами дизайна и отличительными особенностями, например уличный пейзаж с множеством небольших магазинов и ресторанов, как на лондонской улице Camden Passage, стимулирует умственную деятельность и вызывает интерес, что способствует снижению стресса и улучшению самочувствия.
Чтобы понять, как долговременное воздействие архитектурных объектов, вызывающих стресс, влияет на здоровье человека, предстоит еще много работы. Новые знания появляются благодаря нейроиммунологии: изучению взаимодействия между иммунной и нервной системами. Они показывают, что одним из особенно опасных последствий хронического стресса является воспалительный процесс в мозге. Нейровоспаление связано с рядом нейродегенеративных и психических заболеваний, включая депрессию, болезнь Альцгеймера и шизофрению. Более того, нейровоспалительные заболевания чаще встречаются в городских районах. Вероятно это связано с загрязнением окружающей среды, социальной разобщенностью и повышенным стрессом городской жизни. Но раз есть связь между архитектурой и стрессом, а также между стрессом и нейровоспалением, то возникает вопрос: может ли плохая архитектура способствовать развитию нейродегенеративных и психических расстройств?
Мы привыкли считать, что пребывание в стрессовой архитектурной среде не так уж и важно. Но имейте в виду, исследования показывают, что некоторые особенности зданий — размер комнат, форма стен и расположение окон — могут вызывать стресс, даже неосознанный. Более того, мы часто проводим много времени в местах с пространственными стрессовыми факторами: в офисах, домах и школах. Это постоянное воздействие может постепенно сказаться на психическом и нейрофизиологическом здоровье.
Чтобы глубже изучить этот вопрос, наша команда в Кембриджском университете исследует влияние архитектуры на воспалительные процессы мозга и нервной системы. Совсем недавно было проведено экспериментальное исследование, чтобы выяснить, как здания с различными архитектурными особенностями влияют на маркеры воспаления мозга, связанные со стрессом. В частности, мы рассмотрели так называемый биофильный дизайн: включение в архитектуру природных элементов, таких как растения и естественное освещение.
Участники смотрели на изображения двух разных высотных зданий в течение девяти минут для каждого объекта. Первое здание — это проект застройки в Монреале, который демонстрировал умеренную степень биофилии благодаря фрактальным узорам (это узоры, повторяющиеся в разных масштабах, как это происходит в природе), органическим строительным материалам, таким как древесина, визуально сложному и интересному дизайну, а также растительности на балконах и в других местах. Второе здание, построенное в 2011 году и расположенное в Гааге, было менее биофильным, поскольку в нем не было фрактальных узоров, растительности и органических строительных материалов. Оба здания были схожи по высоте, цвету и уровню детализации дизайна.
В то время как участники рассматривали фото, измерялась электрическую активность их мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), неинвазивного метода, предполагающего ношение шлема с электродами. Исследователи использовали инновационную методику, чтобы определить признаки воспалительных процессов, сравнивая активность мозга участников с данными, полученными ранее, показывающими связь между маркерами воспаления в крови и записями ЭЭГ.
Было обнаружено, что среди участников эксперимента наблюдался более низкий уровень воспаления, когда они видели здание с биофильной архитектурой. Это доказывает, что включение в архитектурные проекты больше природных элементов помогает снизить воспалительные процессы нервной системы. Это расширяет современное представление об преимуществах архитектурного дизайна, способствующих снижению стресса. Вывод вполне логичен с эволюционной точки зрения: люди развивались в естественной среде. Поэтому нас привлекает природная среда, в которой жили наши предки, и мы чувствуем себя в ней здоровее и меньше подвержены стрессу. Если дальнейшие исследования подтвердят эти выводы, то можно предположить, что увеличение естественного освещения, интеграция зеленых насаждений и проектирование пространств, способствующих социальному взаимодействию, может смягчить негативное влияние городской жизни на неврологическое здоровье.
Что это может улучшить в повседневных пространствах и зданиях? Возьмем школы. Легко распознать ощутимые риски, такие как теснота, сырость, плохо проветриваемые классы или опасные материалы, например асбест. Но мы часто упускаем из виду менее заметное воздействие на нейрофизиологическое здоровье. Например, то, как зрительный стресс от плохого естественного освещения и мерцания флуоресцентных ламп влияет на учеников, особенно на тех, чья нервная система работает по-другому. Каковы могут быть долгосрочные последствия классов с низкими потолками, в которых отсутствует естественное освещение? Это важнейшие вопросы, на которые пока нет ответов. Но они необходимы для обеспечения здоровья, благополучия и наилучших результатов обучения детей в долгосрочной перспективе. Аналогичные проблемы возникают в больницах, на рабочих местах и во многих других помещениях.
Новые исследования, устанавливающие связь между архитектурным дизайном и неврологическим благополучием, — это поворотный момент в нашем понимании общественного здоровья. Мы проектируем мир, а он, в свою очередь, формирует нас. Среда, с которой мы ежедневно взаимодействуем, — это не пассивный элемент, но активный фактор, который может тормозить или, при внимательном рассмотрении, улучшать наше неврологическое состояние и общее благополучие.