€ 95.62
$ 89.10
В поисках своих: как «третьи места» могут вернуть нас в мир людей

В поисках своих: как «третьи места» могут вернуть нас в мир людей

Нам снова нужно развивать клубы по интересам, считают социологи

Саморазвитие
Фото: party pedaler/Flickr

Мэн Лю годами искала единомышленников. Она мечтала жить в Нью-Йорке, но не смогла завести друзей. Переехала в Лос-Анджелес, но и там столкнулась с социальными преградами. Чувство принадлежности к своему сообществу не появилось и в Шанхае. Одиночество преследовало ее повсюду. Потом Лю вспомнила слова подруги, сказанные много лет назад: «Принадлежность — это не волшебное место, а связь с окружающими». И она решила дать Нью-Йорку второй шанс.

Лю вернулась в Нью-Йорк в 2019 году и взяла на себя обязательство укреплять отношения. Вдохновленная личными трудностями и эпидемией одиночества вокруг, она основала социальный клуб Wowza Hangout для объединения людей вокруг общих интересов. Члены клуба стали собираться на встречи, где можно поиграть в игры, посмотреть фильмы, попеть караоке или устроить пикник. Места, где проводятся встречи — кафе, музеи, парки -стали важным элементом. Жители больших городов редко общаются с незнакомцами в таких местах, но клуб превращает их в пространство, где это правило отменяется, в так называемое «третье место».

Понятие «третье место» впервые ввел социолог Рэй Ольденбург в 1989 году. Он определил его как место, которое человек посещает помимо дома (первое место) и работы (второе место). Третьим местом могут стать церковь, общественные центры, развлекательные площадки, парки, клубы, бары, спортзалы, торговые центры, а сегодня — даже виртуальные пространства. По словам Ольденбурга, третьи места — это прекрасные уравнивающие силы, где люди разного происхождения и взглядов могут найти точки соприкосновения.

По мнению Джессики Финли, доцента Института поведенческих наук, высокая арендная плата и сокращение инвестиций могут стать причиной того, что «третьи места» — клубы по интересам — закрываются. С другой стороны, современные люди перестали стремиться к чувству принадлежности, они проводят много времени, практикуя одинокий досуг — марафонский просмотр сериалов, пролистывание соцсетей. Эксперты полагают, что важность «третьих мест» может быть переосмыслена, если социальные институты возьмут на себя ответственность за это.

Преимущества «третьих мест»

«Третьи места» способны стать решением для эпидемии одиночества. Там могут собираться люди разного происхождения, активно участвовать в разговорах или просто наблюдать за действиями вокруг. Это поможет выходцам их непохожих сред пересекаться и создавать мосты между сообществами с разной идентичностью, социальными и экономическими ресурсами. Исследования показали, что одно только наличие в вашей жизни неформального общения с разнообразными людьми может защищать здоровье и способствовать благополучию.

«Третьи места» помогают построить доверительные отношения. Там вы можете встречать людей достаточно часто, чтобы перейти от вежливой улыбки к светской беседе и более глубокому взаимоотношению. У вас появляется чувство доверия, при этом отпадает необходимость искусственно искать новых друзей, чтобы избавиться от одиночества.

Почему мы не используем такие места по максимуму?

Профессор этики Ричард Кайт заметил возросший интерес студентов к «третьим местам», когда преподавал курс по построению сообществ в Университете Витербо. По словам Кайта, даже студенты, которые никогда не слышали этот термин, могли легко определить важность этих питательных сред для общественных отношений. Они когда-то посещали подобные места, помнили о них из детства или слышали от других людей и хотели бы присоединиться к их сообществу. Но сейчас не так уж много людей могли бы сказать: «У меня есть «третье место», и я хожу туда регулярно».

Помимо очевидного — пандемии — существует множество причин, по которым «третьи места» перестали посещаться, поддерживаться и финансироваться. Финли и ее коллеги обнаружили, что в период с 2008 по 2015 год количество магазинов, торгующих спортивными товарами, предметами для хобби, музыкальными инструментами и книгами, сократилось на 27%, а количество парикмахерских, салонов красоты и прачечных самообслуживания упало почти на 23%. Сокращение числа членов церкви говорит о том, что религия больше не является тем строителем сообщества, которым она была раньше. Согласно опросу Pew Research Center, проведенному в 2023 году, более половины опрошенных заявили, что предпочли бы жить в домах подальше от общественных мест. По словам Кайт, разделение жилой и коммерческой недвижимости означает, что людям придется полагаться на автомобили, чтобы добраться до своих «третьих мест». Даже многие рестораны сейчас ориентированы на то, чтобы люди покупали свою еду и уходили, не задерживаясь, а то и вовсе заказывали на дом. И это не единственное место, где невозможно задержаться. Парки и скверы с враждебной архитектурой, отсутствием фонтанов и мест для отдыха и общения, сигнализируют о том, что это только проходная зона. В некоторых городах это делается специально, чтоб не привлекать бездомных, но в конечном итоге страдает все сообщество.

Когда люди чувствуют себя некомфортно в определенных местах, они не будут с ними взаимодействовать. По словам Финли, в последнее время «третьи места» стали более монолитными. Люди самосегрегируются на основе узких интересов, хобби, идеологий. Но взаимодействие с людьми, которые видят мир одинаково, не способствует созданию социальных мостов между разными группами. Финли считает, что нужно способствовать большему числу встреч между теми, кто имеет разное мировоззрение, чтобы люди не проводили все свое время в эхо-камере. Однако для многих это связано с вопросом безопасности. Если вы подозреваете, что кто-то может вас осудить за ваши взгляды, вы будете избегать таких встреч.

В своем исследовании, посвященном молодым людям, которые не имеют стабильного жилья, Даниэль Литтман из Университета Юты обнаружила, что они не всегда чувствуют себя желанными гостями в современных «третьих местах» и сталкиваются с вопросами: «Почему этот человек здесь?», «Неужели ему обязательно быть здесь прямо сейчас?». Нет ничего хуже криминализации существования человека в пространстве.

«Третьи места» должны быть разнообразными по своей природе. Их участники должны мыслить и действовать инклюзивно, чтобы пространство стало безопасным и желанным для всех. Это просто сказать, но не всегда просто сделать, потому что, например, подростки слишком громкие, а пенсионеры не хотят их слышать. Но мы должны открыться для принятия различий.

Как найти свое «третье место»

Вам нужно изучить свои интересы, говорит Литтман, чтобы найти место, которое соответствует вашим потребностям. Например, если вы любите книги, но не хотите обсуждать их с другими, найдите кафе, где проводятся вечера тихого чтения для людей, которые хотят читать вместе. Ищите информацию о том, какие общественные места, курсы, клубы есть в вашем районе, и думайте о том, какие из них вы хотели бы посещать. Вам хотелось бы просто потусоваться или стать завсегдатаем? Вам хотелось бы взять с собой коллегу или члена семьи?

Погружение в культуру «третьего места» требует целенаправленности и сознательной заботы о своем социальном здоровье и здоровье вашего сообщества. Это может потребовать от вас некоторых изменений. Например, вам придется выделять каждую неделю какое-то время, чтобы проводить его с другими людьми в кафе, вместо того, чтобы коротать часы в одиночестве. Или во время ожидания в очереди общаться с окружающими, а не лезть в карман за своим смартфоном. Это небольшие, но значимые шаги. Достаточно скоро вы вплететесь в ткань «третьего места», станете знакомым, собеседником, человеком, с которым можно поздороваться и поговорить. В эпоху одиночества это может стать мощным инструментом.

Источник

Свежие материалы