Интернет эпохи Просвещения: цифровые карты Республики писем
Международная сеть общения существовала задолго до появления глобальной паутины
ИсторияВ эпоху Просвещения не было интернета, но нечто удивительно похожее существовало в XVII и XVIII веках. Это была Республика писем: виртуальное мировое сообщество ученых и интеллектуалов, которые обменивались информацией с помощью самой быстрой технологии, доступной в то время, — почтовой службы.
15 000 писем
Разгадка кроется в названии: письма связывали это самопровозглашенное транснациональное сообщество воедино. Множество писем. Конечно, «метафизической республике» не хватало скорости, однако это обстоятельство с лихвой компенсировалось объемом информации. Возьмем, к примеру, Лейбница и Вольтера. За свою жизнь эти великие умы написали около 15 000 писем каждый, отправив их сотням адресатов по всей Европе.
Игнатий де Лойола, основатель ордена иезуитов, написал всего 9000 писем, но зато его интеллектуальные сети простирались весьма широко. Если Лейбниц и Вольтер ограничивали переписку Европой, то у Лойолы были друзья по переписке от Мексики до Макао, благодаря глобальной сети католических миссионеров и других соратников-единоверцев.
Эта сеть, объединяющая тысячи авторов научных и философских писем, обладала универсальным принципом: основой фактического знания должен быть эксперимент, а не авторитет. Сеть распространяла не только идеал, но и его плоды: биологические, геологические и астрономические наблюдения со всего мира вплетались в исследования самых ученых мужчин (а иногда и женщин) Европы и, в конечном итоге, попадали в их сочинения и книги.
Конечно, все это уже в прошлом. Не экспериментальный метод — по крайней мере, пока, — а письмо, написанное от руки, вероятно, умерло, благодаря почти двум векам инноваций в области коммуникации, начиная с телеграфа и заканчивая социальными сетями.
Просеивая осколки
Когда закрывается одна дверь, распахивается другая. Цифровые технологии предлагают новые методы изучения свидетельств Республики писем. С увеличением количества оцифрованных источников многовековой давности становится проще проводить количественный анализ, «соскабливать, добывать, собирать, анализировать и визуализировать данные».
Эта цитата взята из статьи на форуме AHR о проекте картирования Республики писем (Mapping the Republic of Letters), который реализуется в Стэнфордском университете и основан на мета-данных писем эпохи Просвещения. Среди результатов проекта несколько удивительных карт, некоторые позволяют по-новому взглянуть на развитие интеллектуального обмена в Европе эпохи Просвещения и за ее пределами.
Многие из выводов дают более подробное представление о Республике писем. Например, интеллектуальное пространство Европы лучше описывать как совокупность небольших «вотчин просвещения», а не как единое целое.
Если взглянуть на географическую схему переписки английского философа Джона Локка, то становится ясно, насколько разные социальные и национальные подгруппы в этой «социальной сети» были оторваны друг от друга.
Лоскутное одеяло сообществ
Графические карты Республики писем дают нам интересную картину: некоторые авторы были центром собственной маленькой эпистолярной вселенной, отправляя и получая большую часть писем от небольшой части общей группы адресатов Локка (например, Ауншем Черчилль, Роберт Бойль, Филипп ван Лимборх). Это не была общая сеть, где каждый участник пишет другому.
Таким образом «внутри, или скорее под покровом Республики писем» существовало множество сообществ, а значит, в истории информации нужна ценная поправка. Вместо сети Республика писем была скорее похожа на лоскутное одеяло.
Хотя мыслители эпохи Просвещения любили называть себя «людьми мира», мета-анализ их переписки также ставит под сомнение глобальный характер Республики писем. В качестве примера можно привести Бенджамина Франклина, пожалуй, самого известного жителя США XVIII века и, безусловно, обладателя обширных связей и бывалого путешественника.
И все же, несмотря на то, что Франклин провел почти 20 лет в Лондоне и путешествовал по континенту, «адресаты писем Франклина в подавляющем большинстве случаев жили на концах оси Лондон-Филадельфия», как показывает его карта переписки. Если не принимать во внимание некоторые незначительные случаи, география корреспонденции Франклина не заходит глубоко на континент. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что Париж был таким же важным пунктом назначения для писем Франклина, как и Лондон.
От огромной популярности до полной безвестности
Есть ирония в том, что Вольтеру, которого называют самым современным из «устаревших классиков» («самый живой из мертвых белых мужчин»), чаще всего приписывают слова, которых он никогда не говорил. Да, вы верно угадали, если подумали вот об этой: «Я не одобряю того, что вы говорите, но я буду до смерти защищать ваше право говорить это». Эта фраза взята из биографии Вольтера, опубликованной в 1906 году, и это лишь краткое изложение его взглядов, по мнению автора биографии.
На карте отмечены места, где были опубликованы произведения Вольтера в период с 1712 по 1800 год: ясное свидетельство его значительной популярности в то время, резко контрастирующей с относительно прохладным отношением к философу сегодня. Общее число публикаций работ Вольтера составляет 1973, из них 1370 упоминают место публикации. Большинство из них достоверны, но по какой-то причине, возможно, чтобы избежать цензуры, 162 не соответствуют действительности, а 10 являются выдуманными «фантастическими местами».
Еще одна карта ученых Стэнфордского университета, вдохновленная Вольтером, показывает местонахождение его соратников по переписке. Париж и Женева, а также, в меньшей степени, Берлин, Брюссель и Амстердам занимают центральное положение. Интересно почти полное отсутствие адресатов в Великобритании. Это еще более поразительно, если вспомнить каноническую историю распространения идей Просвещения: из Англии через Вольтера на континент.
Страница не найдена
Отсутствие друзей по переписке в Великобритании говорит об иных обстоятельствах. Ученые предполагают, что Вольтер был увлечен не Англией своего времени, а правлением Карла II, который был тесно связан с версальским двором Людовика XIV.
Проект Стэнфордского университета предлагает интересные обзоры других любопытных карт и визуализаций из Республики писем, однако дизайн веб-страницы проекта выглядит лет на 10 устаревшим. Нажав на что-нибудь, вы, скорее всего, увидите «страница не найдена» или «Adobe Flash player больше не поддерживается». У Лейбница таких проблем не было. Возможно, здесь скрывается еще один урок для метапросвещения.