Рюкзак эмоций: три способа объединить разум и чувства на работе
Как использовать соматические маркеры в общении с коллегами
Лидерство СаморазвитиеЕсли верить сайту Buzzfeed, то я эмоциональный человек. Воспользовавшись результатами их исследования, я ответил на ряд вопросов о диснеевских персонажах и любимых местах отдыха, и выяснилось, что я весь на эмоциях. С тех пор мои дни превратились в насыщенную страстями манию. Я смеюсь над неуместными шутками, ругаюсь на телевизор, ем пиццу каждый день и не могу встать в пять утра к ребенку. Больше никаких расчетливых мыслей и планирования! Я отбросил все ограничения и социальные условности. Импульс — мое второе имя.
Недавно у меня появился повод усомниться в надежности таких тестов.
Многие представители западной интеллектуальной традиции унаследовали идею, которой в основном обязаны грекам, о том, что эмоции и разум — это противоположности. Чувства и мысли — это как Дионис против Аполлона. Однако нейробиолог Антонио Дамасио предлагает противоположное мнение: «соматические маркеры» — это физиологические реакции, которые направляют нас на принятие решений. Другими словами, это эмоции, которые определяют мысли.
В работе мы стараемся быть «профессионалами». Нужно быть беспристрастным, объективным, разумным и соблюдать требования компании. Нужно относиться к коллегам одинаково хорошо, а все эмоции следует оставить за дверью офиса. Но концепция Дамасио опровергает эти представления. Невозможно отринуть весь эмоциональный багаж, так же как нельзя самому себе провести лоботомию. Оставить эмоции вне работы невозможно, ведь они — это такая же часть мозга.
Здесь мы разберемся, что означают соматические маркеры Дамасио и как они могут повлиять на жизнь каждого из нас.
Эмоциональный багаж
Воспоминания — это не просто мысленные, эпизодические моменты из вашего прошлого. Если я попрошу вас представить себе образ мамы в ваш первый день учебы в школе или первого домашнего питомца, вы получите не только картинку. Вы ощутите множество сопутствующих эмоций — часто сбивающих с толку и удивительных. Все, что связано с сознанием, пронизано чувствами. Все, что мы узнали о мире, хранится в рациональном и эмоциональном виде. Это означает, что, взаимодействуя с миром, мы испытываем сопутствующие чувства, которые известны как соматические маркеры.
Например, представим, что есть женщина по имени Ольга, которая всегда состояла только в токсичных отношениях; каждый ее партнер был жестоким. В связи с этим у нее сформировались определенные соматические маркеры, когда она сталкивается с токсичным поведением. Когда кто-то обижает ее, пренебрежительно отзывается о ней или проявляет особую скрытность в отношении некоторых вещей, у Ольги возникает непроизвольная телесная реакция. У нее учащается сердцебиение, болит голова, потеют ладони, она не может заснуть и так далее.
Дамасио считает, что эти маркеры в дальнейшем влияют на то, как мы принимаем решение. Ольга могла бы возмутиться поведением партнера. Она может разорвать отношения и прекратить общение. Или же она решит сохранить их. Мы находим соматические маркеры в любой сфере жизни: там, где нужно принять важные решения, там где есть «история». Прошлые встречи с X или Y определят, как мы телесно и эмоционально отреагируем на повторную встречу с X или Y в будущем. Чувства задают мысли.
Применяем маркеры
Если мы знаем, что в каждую ситуацию мы привносим много эмоций, как мы можем это использовать, применяя гипотезу Дамасио в профессиональной сфере? Вот три совета:
- Восстановить и исправить. Предположим, у вас только что состоялся тяжелый разговор с коллегой, начальником или сотрудником. Это был не то чтобы официальный выговор, но близко к нему. Будучи обычным человеком, вы перешли в режим защиты и неловкости. Вы избегаете этого человека, насколько это возможно. Общение сводится к минимуму. Теперь соматический маркер этого человека для вас — напряжение. Проблема в том, что вам нужно сотрудничать с этим человеком. Вы не можете просто выкинуть его из жизни. Согласно исследованию 2016 года о конфликтах с участием австралийских медсестер, одним из ключевых элементов восстановления отношений после трудного разговора является доверие. Потеря доверия — это главный фактор, разрушающий отношения. Поэтому лучший способ исправить ситуацию — напомнить человеку о его успехах. Покажите, что вы по-прежнему доверяете и уважаете его. Вам нужно снова поднять ему настроение.
- Создайте эмоциональный резонанс. Использование силы соматических маркеров является ключевым элементом маркетинга и известно уже несколько десятилетий. В сериале «Безумцы» герой Дон Дрейпер однажды сказал: «Люди никогда не забудут, что вы заставляете их чувствовать». В этом есть зерно истины. Когда вы продаете товар, вам нужно, чтобы он вызывал какие-то эмоции. У него должна быть история. Если то, что вы говорите, не вызывает эмоционального отклика, оно не закрепится. Для этого вам нужно подумать о создании истории. Бет Комсток, бывший вице-председатель General Electric и автор книги «Вообразить будущее», дает советы о том, как использовать силу историй: «Я твердо верю в понятие «доля разума», а не «доля рынка». Как создатель бренда я убеждена, что цель — создать историю, которая найдет отклик у людей».
- Заглядывайте за рамки должностной инструкции. Соматические маркеры меняют важный тезис эмоционального интеллекта в более широком смысле: у каждого есть история и собственный путь к настоящему. Когда человек входит в комнату, у него за спиной целый рюкзак эмоционального опыта. Будьте внимательны к реакциям коллег и, прежде всего, общайтесь друг с другом. Узнайте немного об их жизни. На рабочем месте легко переходить от встречи к встрече и видеть прежде всего должность, а не человека. Но общаться друг с другом — способ сделать взаимодействие с другими людьми более эффективным. Более того, это поможет сотрудникам лучше справляться с обязанностями.