€ 98.85
$ 91.08
3000 лет тому вперед: вкус позитивного будущего

3000 лет тому вперед: вкус позитивного будущего

Обозреватель The Atlantic Кейтлин Тиффани делится впечатлением от продуктов не для еды, а для разговоров

Будущее
Фото: Nik/Unsplash

Coca-Cola часто экспериментирует с новыми вкусами, и обычно они из разряда тех, которые вы можете себе представить, потому что пробовали их раньше: ваниль, вишня, лимон. Но последний называется Y3000 (отсылая нас к далекому 3000 году) и, по словам компании, был придуман некоторым образом с помощью ИИ. Он пахнет зефирными арахисовыми конфетами, а по вкусу напоминает колу.

Компания заявляет, что эта газировка создана, чтобы вызывать ассоциации с «позитивным будущим», а этикетка имеет «футуристический вид» благодаря палитре из серебристого, фиолетового, пурпурного и голубого цветов. Логотип компании на бутылке Y3000 состоит из «подвижных кластеров точек, которые, сливаясь, символизируют человеческие связи на нашей планете в будущем». Потребители могут отсканировать QR-код на бутылке, чтобы открыть веб-сайт, использующий модель искусственного интеллекта Stable Diffusion для превращения фотографий окружающей их реальности в изображения с той же «футуристической» цветовой гаммой и эстетикой из научной фантастики. На этих изображениях будущее выглядит гладким и розовым.

Y3000 – одно из многих недавних предложений кока-колы, обещающих «вкус», который не похож ни на один земной. У них есть такие названия, как Ultimate (кола с «электризующим вкусом +XP» – это тип баллов, которые можно получить в видеоиграх) и Soul Blast (кола со вкусом японского аниме Bleach). Starlight имеет «космический вкус», Byte – «вкус пикселей», Move – «вкус трансформации». Dreamworld с иллюстрациями в стиле Mаурица Корнелиса Эшера «исследует вкус мечты, используя страсть поколения Z к безграничному потенциалу разума».

Кока-кола – это уже абстракция, некое сложное сочетание корицы, мускатного ореха, ванили, цитрусовых и чего-то еще секретного. Дальнейшее абстрагирование с помощью вкусов «пикселей» и «мечты» – отличный способ привлечь много внимания. То же самое можно сказать и об ИИ – шаге, который после обращения компании к NFT выглядит логичным. С момента появления ChatGPT почти год назад мир очарован этой технологией и обещаемым ею будущим – может, апокалиптическим, а может, и прекрасным. Искусственный интеллект внезапно оказался везде, даже в коле. Но в этом нет никакого смысла! И именно поэтому мы должны ее попробовать. «Такие фокусы всегда интересны», – говорит Шон О’Киф, профессор пищевых технологий в Технологическом институте Вирджинии.

О’Киф не пьет газировку, называя ее «ароматизированной, подкрашенной и подслащенной водой». Но есть ли у него выбор, если ИИ разработал газировку со вкусом будущего? «Колу я не покупаю, но если увижу Y3000, попробую», – сказал он. Существует масса продуктов и напитков, которые больше предназначены не для постоянного потребления, а для того чтобы их один раз попробовали и сделали фото для интернета – посмотрите на Grimace Shake, которым был летом полон TikTok. Этим же летом моя коллега Меган Гарбер описала Skittles со вкусом горчицы как «псевдозакуску, созданную не для того, чтобы ее ели, а для того, чтобы о ней говорили». В результате, как она объясняла на сайте одного труднопроизносимого маркетинг-мероприятия, проходившего в Вашингтоне, этот лимитированный выпуск Skittles «почти невозможно было приобрести обычному потребителю».

Подобные продукты на самом деле являются шоу, утверждает художница Элли Вист. У нее степень магистра в области пищевых продуктов и большая часть ее творчества связана с едой. В описании своей прошлогодней работы Extinct Armoatorium – коробки из плексигласа, наполненной запахом банана, грязи и грибков, – она рассказала об истории искусственного бананового ароматизатора, который, по ее словам, был создан на основе «более сладкого вкуса» бананового сорта Грос Мишель, уничтоженного в 50-е годы грибком. По ее мнению, искусственный банан теперь более реален, чем настоящий (тот, на основе которого был создан вкус), потому что настоящего больше не существует. Цитируя эссе Жана Бодрийяра «Прецессия симулякров» (1981), Вист говорит, что «реальный мир сейчас фактически создается посредством симуляционного мира изображений, видео и, я бы сказала, искусственных ароматизаторов и обработанных пищевых продуктов». Радужные бублики, чипсы с запахом сигарет, кола со вкусом будущего – всё это «представляет образ жизни или эстетическую фантазию» больше, чем еду.

Я понюхала новую колу раз десять прежде, чем попробовать, и почувствовала нарастающее чувство узнавания. Сначала ее вкус напомнил мне жвачку bubblegum, хотя он тоже не настоящий. Потом это было немного больше похоже на жвачку Juicy Fruit, вкус которой достаточно знакомый, чтобы – и это ключевой момент – не оттолкнуть потребителей. «Мы должны учитывать роль капитализма, – сказала Вист. – Он устраняет любую реальную ценность обмена и не содержит никакого внутреннего интереса к морали или целям». Вот поэтому компания, которая ежегодно продает продукцию на миллиарды долларов, может продолжать придумывать, как она выразилась, «еще более провокационные вкусы», в том числе намекающие на момент в будущем, после которого многие города перестанут быть обитаемыми.

Несколько лет назад я была на постапокалиптическом званом ужине, устроенном шеф-поваром Джен Монро. Я съела много вкусной еды из медуз, а затем желеобразный кубик. Его одна половина была розовой, с восхитительным вкусом клубники. Другая – голубой и отвратительной. Многие плевались. «Я решила, что можно подавать ненавидимую вами еду, чтобы подчеркнуть свою точку зрения, – сказала мне после этого Монро. – Это был бы самый научно-фантастический подход, если бы мы вообще отказались от еды как таковой». Званый ужин «состоялся» в 2047 году. Это было грустно, но в то же время и весело. И я подумала, что в конце времен мы хотя бы попробуем что-то необычное.

Источник

Свежие материалы