€ 97.25
$ 89.57
Презумпция безошибочности: как встать на позицию другого человека

Презумпция безошибочности: как встать на позицию другого человека

Психолог Хантер Гельбах рассказывает о том, почему, только лишь расширив границы «своей» группы, уже можно улучшить отношения с людьми

Саморазвитие
Кадр из фильма "Только представь"

Яростные перепалки между слишком заинтересованными родителями и малооплачиваемыми рефери юношеских футбольных матчей стали почти самостоятельным видом спорта. Оскорбительные выкрики и обзывания против предупреждений и штрафных карточек. Сторонние наблюдатели могли бы поклясться, что спорящие стороны видят совершенно разные ситуации. И каким бы абсурдным не казалось подобное поведение во время игры, оно обнаруживает то, почему многие наши отношения складываются неудачно.

Выводы, которые мы делаем относительно мыслей, чувств и мотивов других людей, являются основными строительными блоками наших отношений, но эти выводы требуют усилий и часто бывают ошибочными. На футбольном матче легко увидеть барьеры в понимании взглядов противоположного лагеря. Когда дело касается детей, рациональность и объективность их родителей в лучшем случае вызывает вопросы. Добавьте к этому итоги матча, гордость обеих сторон и изнурительный график судей, и станет несложно понять, почему возникают проблемы с принятием иной точки зрения.

Как социальный психолог, я убежден, что понимание того, как люди делают выводы о других в попытках принять их точку зрения, является ключом к улучшению отношений, при этом неважно о ком идет речь – о родителях и футбольных рефери, супругах, коллегах или политических оппонентах. Я не имею в виду человеческую эмпатию (переживание сходных чувств при наблюдении эмоций у других людей). Скорее, принятие иной точки зрения – процесс, с помощью которого мы делаем выводы о том, что переживают другие люди. Это наше мысленное понимание ментального мира других: их убеждений и того, как они воспринимают ситуацию. Отслеживая и учитывая слабые места в процессе принятия иной точки зрения, я уверен, можно найти новые стратегии улучшения тех отношений, которые наиболее важны для нас.

Эти знания особенно необходимы сейчас. Наше отношение к отношениям находится в исторически сложной ситуации. С одной стороны, наука говорит, что они важны как никогда – это ключевой ингредиент счастья, который настолько же важен для здоровья, как и отказ от курения. Ученые установили, что люди, не имеющие прочных отношений, в среднем умирают более молодыми. С другой стороны, газеты ежедневно напоминают, что мы, похоже, всё менее способны создавать и поддерживать межличностные контакты. Политические разногласия возводят «заборы» между соседями, социальные сети выглядят всё более антисоциальными.

Чтобы начать исцелять наши отношения, давайте посмотрим, как они строятся. Они представляют собой совокупность взаимодействий между людьми – и, что особенно важно, обоюдные интерпретации этих взаимодействий. В конце концов, два разных человека могут из одной ситуации вынести совершенно разные впечатления. Мне может казаться, что ящик пива, который я преподнес жене на день рождения, – это лучший подарок. Она, возможно, считает иначе. Более того, включив это впечатление в более широкую историю прошлых дней рождения и годовщин, она может прийти к выводу, что муж ее – эгоист.

Создаваемые нами истории или нарративы о поведении других людей основаны на попытках понять, что происходит в их головах. Именно здесь и способна помочь социальная психология, проясняющая процесс принятия иной точки зрения. Он, согласно недавним исследованиям, проходит в четыре этапа: восприятие, мотивация, выбор стратегии и оценка.

На первом этапе вы воспринимаете заинтересовавшего вас другого человека (или людей). Вы можете увидеть кого-то идущего по улице, или обратить внимание на сообщение друга, или вернуться мыслями к недавнему разговору. На футбольном матче, судья, казавшийся ранее незаметным, вдруг принимает решение в ущерб вашему ребенку. Независимо от того, как это происходит, кто-то каким-то образом должен попасть на ваш радар. И на этом этапе у вас есть возможность воспринимать его положительно, отрицательно или объективно.

Далее следует «тест». Достаточно ли вы мотивированы, чтобы приложить умственные усилия и попытаться выяснить, что думает этот человек? То, считаете ли вы его достойным ваших усилий, – это только часть мотивационного решения. Важны и контекстуальные факторы: ситуация является значимой или нет? насколько хорошо вы можете сфокусироваться на попытке понять иную точку зрения? вы в тишине и покое пустого дома или среди кучи детей, прыгающих на батуте? Кроме того, имеется ли потенциал для долгосрочных отношений – будет ли этот рефери, обвинивший вашего ребенка в несуществующем нарушении, судить следующую игру?

Посчитав, что факторов, склоняющих вас к выяснению чужой точки зрения, достаточно, вы должны выбрать стратегию. Собирать, подобно детективу, улики относительно того, что может думать и чувствовать интересующий вас человек. По мере их накопления вы применяете разные стратегические подходы, чтобы сделать выводы на основе этих улик. Если две из них свидетельствуют о том, что он доволен, а три другие указывают на разочарование, наблюдаете ли вы у него смешанные чувства? Если да, то какие мысли могут их вызывать? Необходимость соединить правильные стратегии сбора улик с правильными выводами относительно определенного человека в определенном контексте делает анализ, мягко говоря, сложным.

Наконец, попытки узнать точку зрения завершаются оценкой. Возможно, вы думаете, что понимаете чувства этого человека, или решаете, что не поймете их никогда, или приходите к выводу, что это понимание для вас не так уж и важно. Иногда подобные заключения ставят в данном процессе точку. Иногда вас захватывает роль упрямого детектива, который продолжает собирать улики и делать выводы, потому что свидетельства ему кажутся противоречивыми. Если результаты оценки не завершат вашу попытку понять чужие взгляды, вы, стремясь это все-таки сделать, можете оказаться на более раннем этапе процесса. Если повезет, на вашу оценку может повлиять реальная обратная связь от интересующего объекта, хотя зачастую вы просто высказываете лучшее предположение.

Обратите внимание, этапы выяснения иной точки зрения – восприятие, мотивация, выбор стратегии и оценка – не обязательно четко и последовательно присутствуют в каждой попытке. Однако они создают базовую структуру того, что происходит всякий раз, когда люди пытаются понять, что думают другие.

Примечательно, что каждый последующий шаг требует больше сознательных усилий, чем предыдущий. Редко кто из нас прилагает усилия, чтобы воспринимать других – они естественным образом отражаются в нашем сознании. Часто естественным образом возникает и мотивация понять мысли и чувства – например, у вашего друга плохое настроение, и вы задаетесь вопросом почему. В других случаях это может потребовать определенных усилий – когда в последний раз кто-то из нас останавливался, чтобы обдумать мысли и чувства кассира, телемаркетера или футбольного рефери? Как только у вас появится мотивация это сделать, следующие шаги станут сложнее. Выбор правильных стратегий для поиска правильных данных и правильных выводов – это настоящая умственная работа. Наконец, этап оценки необычайно сложен, поскольку получить обратную связь, которая однозначно свидетельствует о точности наших выводов, получается крайне редко. Ежедневно вы можете делать сотни выводов, касающихся всех ваших социальных взаимодействий, но вам повезет, если вы узнаете, что точными оказалась лишь пара из них.

Но если процесс выяснения иной точки зрения нарушен и найдены слабые места, как можно получить подсказки, которые улучшат отношения? Хотя извлечение практических уроков из данного научного направления находится в зачатке, но уже можно увидеть, как это работает. С учетом возрастающей сложности каждого последующего этапа, наиболее многообещающими выглядят первые шаги. Как это ни странно, но сделать наше понимание чужих взглядов более эффективным можно с самого начала – в момент восприятия. При восприятии других людей большинство из нас обычно подвержено предубеждениям, но не по своей вине. Это связано с тем, что со сложностью нашего социального мира мы справляемся двумя способами, которые и создают проблемы. Во-первых, пытаясь сохранить умственную энергию (мы все «умственные жмоты», как выразились психологи Сьюзан Фиске и Шелли Тейлор). Во-вторых, пытаясь сохранить позитивное самоощущение.

В рамках этих двух общих целей – экономии умственных усилий и поддержания позитивного самоощущения – есть масса специфических предубеждений, которые мешают воспринимать других такими, какие они есть на самом деле. Например, склонность инстинктивно делить всех людей на «своих» и «чужих» помогает экономить умственные усилия путем упрощения мира до двух основных категорий. Более того, самоощущение человека улучшается за счет присвоения множества достоинств тем, кого он считает членами «своей» группы, – родителям, болельщикам «правильных» спортивных команд, сторонникам той же религии и так далее. Напротив, спонтанное восприятие членов «чужой» группы обычно более стереотипно, упрощено и негативно.

Простое осознание этих предубеждений может придать нам больше смирения в процессе формулирования выводов. Но что еще мы можем предпринять? Один из практических подходов к взаимодействию с другими людьми – рассмотреть те характеристики и аспекты, в которых вы можете быть похожи. Почему бы не определить границы своих групп более широко? Вы можете стремиться к повышению, как и ваш коллега, и работать в похожей организации. Зачем фокусироваться на странной форме и особой роли арбитра, если можно рассматривать его как соратника в деле – в конце концов, все пытаются дать детям положительный спортивный опыт. Привыкнув расширять таким образом «свои» группы, мы инициируем процесс понимания иных взглядов с помощью поиска точек соприкосновения. Вероятно, после этого выводы о других будут более благожелательными. И это может улучшить отношения.

Вдобавок к этим идеям мы все могли бы попытаться усилить нашу мотивацию к пониманию иных точек зрения. Даже небольшая дополнительная мотивация может принести большие дивиденды. Вероятно, вы можете больше уделить внимания мыслям и чувствам людей, ради которых вам следовало бы стараться это делать. По иронии судьбы, многим из нас часто не хватает мотивации разобраться в том, что думают и чувствуют наши друзья, родственники и любимые, потому что кажется естественным рассчитывать, что они будут рядом всегда. Если вы целенаправленно приложите усилия подумать (допустим, три раза в неделю) о том, как другие могут воспринимать взаимодействие с вами, это поможет изменить напряженные отношения. Вероятно, у вас даже будет возможность спросить других людей напрямую о том, как они воспринимают ситуацию. Одна молодежная футбольная лига придумала оригинальный способ мотивировать родителей к принятию точки зрения судей: жалоба родителя на судейство означает, что на следующих выходных в роли рефери выступит он сам.

Стремление повысить мотивацию в узнавании чужих взглядов имеет и косвенные преимущества. Согласно исследованиям, другие люди, понимая, что вы пытаетесь принять их точку зрения, испытывают к вам больше симпатии и чувства общности и даже помогают вам больше. Вероятно, в тех случаях, когда вы будете усердно стараться понять других людей и окажетесь точны в их оценке, вы увидите еще больше преимуществ. Поэтому когда в следующий раз у вас появится возможность сказать кому-то, что вы действительно хотите понять его мысли, воспользуйтесь ею.

Если учесть новизну этих исследований, то разработка практических стратегий потребует времени. Однако есть повод для оптимизма: усиление способности принимать иную точку зрения может улучшить наши отношения. Например, мы с коллегами недавно изучали этот вопрос в отношении учителей, обнаружив в процессе, как когнитивные предубеждения препятствуют их способности воспринимать точку зрения своих учеников (принципы описаны выше). Результаты оказались многообещающими – с очевидной пользой для отношений учителей и учеников, а также для оценок последних.

Конечно, у всех нас есть отношения, которым помощь нужна уже сейчас. Так почему бы не провести собственные неформальные эксперименты с начальными этапами выяснения взглядов других людей? Если вы сможете воспринимать других более благосклонно и мотивировать себя чаще интересоваться их точкой зрения, возможно, у вас получится и на свои отношения посмотреть с иной точки зрения. А родители юных футболистов могли бы на следующих выходных вообще обеспечить рефери презумпцию безошибочности!

Источник

Свежие материалы