Тоска по нeутраченному: еще один способ ценить то, что есть
Научный журналист Шейла Лав рассказывает о феномене «будущей» ностальгии и о том, какую пользу можно из нее извлечь
СаморазвитиеБольшинству из нас знакома ностальгия: немного печальное воспоминание, скажем, о свадьбе, выпускном вечере или о семейном торжестве. Это в целом позитивное чувство, хотя и с оттенком грусти о том, что уже прошло. В статье «Истинный смысл ностальгии» (2017, The New Yorker) Майкл Шейбон определил этот момент так: «вы позвонили прямо в прошлое и услышали голос в ответ».
Несмотря на этот привычный взгляд, психологи недавно пришли к выводу, что существуют разные виды ностальгии, в том числе те, что не столько ориентированы на прошлое, сколько на будущее – ностальгия ожидаемая (anticipated) и предвосхищающая (anticipatory). Есть данные, что предвосхищающим образом могут переживаться разные эмоции – удовольствие, тревога, гордость, досада на себя и чувство облегчения, но ностальгию в таком ключе психологи стали рассматривать только в последние годы.
Ожидаемая ностальгия – это предвкушение того, как вы однажды будете ностальгировать по определенному опыту. «Ожидаемые эмоции – это предположение, как вы их переживаете в будущем», – говорит Вин Йи Чун (Вербон) из Университета Винчестера. Как пел кантри-исполнитель Трейси Эдкинс: «Ты по этому будешь скучать, Ты захочешь это вернуть, Ты будешь жалеть, что эти дни пролетели так быстро».
В то же время, по словам Кристин Бачо из колледжа Ле Мойн в Сиракузах (Нью-Йорк), предвосхищающая ностальгия – это чувство утраты того, что еще не потеряно, что еще происходит. Различие между ожидаемой и предвосхищающей ностальгией заключается в том, когда переживается эмоция: в первом случае она предполагается в будущем, во втором – возникает уже в настоящем.
Таким образом, тоска предвосхищающей ностальгии появляется преждевременно. «Предвосхищающая [ностальгия] – это потеря того, что у вас всё еще есть», – говорит Бачо. Это сложный пирог с несколькими временными слоями: он содержит грустное переживание человека в настоящем, воображаемое будущее, в котором настоящее уже стало прошлым, и рефлексию собственных чувств в настоящем и воображаемом будущем.
Если вы, например, проводили время с любимым человеком, который живет далеко от вас, и заранее чувствовали печаль по поводу того, что он уедет, вы испытывали предвосхищающую ностальгию. Если вы проводили вместе время и ловили себя на том, что представляете, как потом будете грустить об этой встрече, – это ожидаемая ностальгия.
Хотя обычная ностальгия по прошлому – или личная ностальгия – сочетает в себе радость и печаль, Чун отмечает, что, согласно исследованиям, ее психологические эффекты в основном положительные. Бачо согласна с тем, что личная ностальгия полезна для психического здоровья – она дает ощущение большей связи с другими людьми, добавляет оптимизма и более глубокого понимания смысла и цели. Люди, в большей степени склонные к личной ностальгии, как правило, более чем обычно вовлечены в текущие события. (Однако существует и другая форма ностальгии по прошлому, называемая исторической ностальгией, или анемойей, – переживания касаются периода в прошлом, в котором человек на самом деле не жил, – и это связано с неудовлетворенностью настоящим, цинизмом или пессимизмом).
Что же касается ее новых – «будущих» – видов, то ожидаемая ностальгия, видимо, имеет в основном положительные эффекты – например, усиление удовольствия от переживаемого момента. Однако о предвосхищающей ностальгии этого, похоже, сказать нельзя.
Бачо вместе с коллегами, создавая «Опросник предвосхищающей ностальгии» для оценки склонности к ней, установили, что чаще ее испытывают те, кто мыслями больше находится в будущем. Кроме того, людям, склонным к предвосхищающей ностальгии, сложно наслаждаться настоящим моментом, они дистанцируются от него, чтобы меньше переживать, когда он пройдет. Они также могут быть более склонны к печали и беспокойству.
«Предвосхищающая ностальгия может заставить родителя чувствовать грусть, когда он наблюдает за игрой своего малыша, потому что мы знаем, младенчество не может длиться вечно – ребенок взрослеет», – поясняет Бачо.
Тем не менее, предвосхищающая ностальгия не так уж и плоха: иногда люди могут прибегать к ней в тяжелые дни, чтобы легче их пережить. Еще в одном недавнем исследовании Бачо и ее коллеги упоминают запись в блоге, найденную ими в 2020 году: «Ностальгия по карантину COVID-19: это было страшное время, но я буду скучать по нашему вынужденному семейному единению».
В этом исследовании команда Бачо сосредоточилась на использовании предвосхищающей ностальгии в маркетинге и рекламе. Например, как реклама Kodak напоминает нам, что маленькие моменты жизни скоротечны, и от сожаления об их упущенности вас избавит продукция компании. Кроме того, в ходе своих экспериментов ученые установили, что предвосхищающая ностальгия может уменьшать удовольствие и позитивное настроение в приятных ситуациях, но в неприятных – наоборот увеличивать, давая в большей степени прочувствовать ценность момента.
«В трудные времена предвосхищающая ностальгия может смягчить негативные эмоции и вызвать более позитивные чувства, – отмечает Бачо. – Несмотря на стресс из-за трудностей, она напоминает человеку, что он может упустить положительные моменты».
Разделение ностальгии на предвосхищающую и ожидаемую имеет значение, потому что они влияют на нас по-разному. «Понимание различий между этими видами ностальгии способно помочь людям максимально использовать их преимущества и избегать потенциальных ловушек или негативных сторон», – говорит Бачо. Когда она проводила время с больным родственником, то ловила себя на мысли, что уже скучает по тем моментам, которые были между ними и которые она смогла оценить.
«Теперь я приветствую предвосхищающую ностальгию, поскольку она напоминает мне о необходимости ценить моменты, хорошие и плохие, из которых состоит самое важное в жизни», – рассказывает она.
После изучения ожидаемой ностальгии Чун говорит, что у нее возникло желание сделать семейный «банк воспоминаний» богаче: «Я с нетерпением жду более позитивного и значимого опыта общения с ними, на который можно было бы оглянуться в будущем».
Ностальгия во многих ее формах уже давно стала нашим спутником. Как сказано о ней в статье еще 1977 года: «Чувство ностальгии… было главной темой мифов и поэзии; Библия, «Одиссея» Гомера – литература всех времен – красноречиво говорит об этом человеческом феномене; и вряд ли найдется человек, который никогда не испытывал этого».
Но если вы замечаете, что ностальгия по счастливым временам мешает наслаждаться настоящим, или она окрашивает печалью то, что есть сейчас, потому что однажды оно исчезнет, – не стоит, согласно новым данным, так хвататься за то, что должно произойти.
«Я хочу переживать эмоции естественным образом, а не гоняться за ними, – говорит Чун. – Думаю, [ностальгия] так же парадоксальна, как счастье: чем больше вы стремитесь достичь его, тем менее счастливыми себя чувствуете».