Спиритуалисты катастроф: как «духовные наставники» монетизируют кризис

Спиритуалисты катастроф: как «духовные наставники» монетизируют кризис

Капиталисты катастроф, использующие стихийные бедствия для личной выгоды, не одиноки. У них есть последователи — ловцы внимания и контроля

Образ жизни Саморазвитие
Фото: Carterphotology/Flickr

Общественный кризис или раздутая паника по поводу моральных норм становятся поводом для призывов к духовному обновлению. И часто этим занимаются люди, которые продают фальшивки. «Спиритуалисты катастроф» монетизируют страх. Авторы книги «Конспирология: как теории заговора Новой эры стали угрозой здоровью» Дерек Берес, Мэтью Ремски и Джулиана Уокер рассказали об этом в одной из глав. 

В масштабной работе 2010 года «Доктрина шока» канадская журналистка Наоми Кляйн ввела понятие «капитализм катастроф». В ее книге описана ловкость, с которой транснациональные корпорации использовали стихийные бедствия, гражданские войны и террористические угрозы для того, чтобы захватить контроль и присвоить государственные активы и объекты общественного значения.

Кляйн открывает книгу рассказом о том, как экономист Милтон Фридман в возрасте девяноста трех лет внес последнее варварское политическое предложение: вместо того, чтобы штаты и федеральное правительство восстанавливали государственные школы в Новом Орлеане, разрушенные ураганом Катрина в 2005 году, гражданам стали выдавать ваучеры для оплаты обучения детей в частных школах. Это бедствие, по мнению Фридмана, стало великолепной возможностью ускорить процесс приватизации всего и вся. Как отмечает Кляйн, в Новом Орлеане на момент удара стихии было 123 школы на государственном обеспечении. К 2010 году в результате приватизации их число сократилось до четырех, в то время как число платных школ в городе выросло с 7 до 31.

В течение нескольких месяцев после того, как COVID-19 распространился по всему миру, стало ясно, что практику капитализма катастроф, описанную Кляйн, можно адаптировать и создать столь же безжалостную систему. В спиритуализме катастроф реальный кризис общественного здоровья или раздутая теория заговора могут стать основой для призыва к духовному обновлению. Предводители капитализма катастроф захватывают проблемные активы для приватизации, а харизматичные лидеры спиритуализма катастроф захватывают внимание и эмоциональную приверженность последователей. Затем это внимание направляется в монетизированные сети, которые продают духовные и оздоровительные продукты, ориентированные на индивидуальное благополучие (или самоуверенность) в противовес общему благу. В результате потребитель оказывается еще более оторван от реальности и неподготовлен к социальному кризису.

Пьер Кори, врач реаниматолог, в декабре 2020 года попал в заголовки газет, дав показания в Сенате о том, что противопаразитарный препарат «ивермектин» является «чудо-препаратом с невероятной эффективностью» против COVID. Пока бушевала пандемия, он использовал социальные сети, чтобы посеять сомнения в данных о вакцинах, одновременно утверждая, что эффективность ивермектина скрывается Большой Фармой. Затем его сайт FLCCC (Front Line COVID-19 Critical Care Alliance) стал мировым центром сотен врачей, предлагающих телемедицинские сеансы для назначения запатентованных альтернативных протоколов лечения COVID-19, и аптек, готовых продавать и доставлять эти псевдомедицинские комбинации сомнительных препаратов.

Похожим образом вел себя гуру нью-эйдж Микки Уиллис в тандеме с дискредитировавшим себя врачом Владимиром Зеленко, принимавшим гидроксихлорохин. Они создали и затем продали пакет добавок, якобы предотвращающих COVID, большому количеству людей. Другие мошенники рекламировали аксессуары против 5G, такие, как пояс для беременных женщин за 113 долларов для защиты нерожденных детей или ошейник для кошки или собаки за 125 долларов от излучения.

Капитализм и спиритуализм катастроф полагаются, соответственно, на бесконечное предложение товаров для продажи и захват внимания. Хотя и тот, и другой набирают обороты во времена повсеместной неустойчивости и уязвимости, в спиритуализме катастроф на карту поставлено, пожалуй, больше. Менеджеры хедж-фондов могут скупать аварийную недвижимость в Новом Орлеане после Катрины для реконструкции и перепродажи. У них есть наличные, которые можно использовать, когда представится возможность. В то же время большинство духовных деятелей вынуждены использовать другие средства для поиска и привлечения людей во время бедствия.

Конспирологические теории объединены двумя идеями:

1. Мир одержим силами зла.
2. Те, кто ясно видит это, должны сформировать в себе и других новую духовную парадигму.

Большинство влиятельных лиц, действующих в современном поле теорий заговора, находятся за пределами основной экономики и институциональной поддержки. Они развивают периферийные религиозные идеи и зарабатывают деньги, как только могут, обычно в условиях высокой текучести клиентов.

Для обладающего огромными средствами капитализма катастроф, любой ураган или гражданская война — это выгода. Но для обнищавшего представителя спиритуализма катастроф такие события как террористические акты 11 сентября или COVID-19 — это спасательный плот. У многих нет другого выбора, кроме как забраться на борт и плыть. Кроме того, если духовная группа годами утверждала, что у нее есть ответы на самые отчаянные жизненные проблемы, катастрофа — это настоящая удача, шанс исполнить божественное предназначение. Если духовная группа продвигала идеологию здоровья или продукты, которые, как они гарантируют, обеспечат идеальное здоровье, как можно пропустить возможность, предоставляемую пандемией?

Когда в 2020 году наступила пандемия, которой, казалось, не будет конца, мы увидели, как спиритуализм катастроф проявляется с разных сторон, в том числе со стороны влиятельных лиц, на которых не оказывалось экономического давления. Доктор Кристиан Нортруп, оплот альтернативных подходов в гинекологии, постоянно приглашаемый эксперт Опры Уинфри и автор бестселлера 1994 года «Женское тело и женская мудрость», запустила серию видеороликов «Великое пробуждение». Один ролик мог предупреждать о смертельном облучении от вышек сотовых телефонов, а следующий — учить полмиллиона последователей, как облегчить себе процесс вознесения на более высокий уровень реальности.

Целевой аудиторией Кристиан Нортруп были бумеры, а другие авторитеты заняли остальные нишевые рынки. Бернхард Гюнтер, представитель нью-эйдж, написал эссе из двадцати четырех тысяч слов о духовных последствиях QAnon. На Reddit эссе прочитали 1,4 миллиона пользователей.

Гюнтер сочетает свои измышления на тему теории заговора с ускоренной программой духовного онлайн-обучения. Один из его онлайн-курсов называется «Время перехода: воплощенное пробуждение души. 12-недельная программа частного группового онлайн-коучинга по психологической и духовной работе над собой для активации потенциала души на многомерных уровнях».

«Мы находимся на поворотном этапе для человечества», — возвещает броский заголовок в лучших традициях спиритуализма катастроф. Сам текст гласит: «Многие люди чувствуют себя крайне подавленными тем, что мы называем «расколом человечества», который происходит вокруг нас и на мировой арене. Хаос и вражда которые мы видим во внешнем мире, могут сбивать с толку и приводить в замешательство многих людей, поскольку они наблюдают, как мир, который они когда-то знали, быстро меняется. Но в то же время потенциал для пробуждения еще никогда не был столь велик».

Если для вас это звучит безнадежно туманно, то лишь потому, что Гюнтер и его подельники спиритуализма катастроф заняты торговлей грандиозностью. Их не волнуют повседневные задачи, связанные с работой, уходом за детьми или заботой об обществе. Они наслаждаются исключительно онлайн-миром фантазий и мифов, где риторика громче разговоров, клики громче голосов, а символика сияет ярче, чем реальная помощь.

Источник

Свежие материалы