Ядовитая похлебка: что общего у людей, верящих в конспирологию, велнес и духовное начало
Как связаны конспирологическое мышление и духовность
Образ жизниОдно сообщество оказалось жертвой QAnon: мир йоги, велнеса и духовности, где скептицизм по поводу вакцин пересекся с быстрым распространением дезинформации, чтобы создать ядовитую похлебку, известную как «заговор». – WNYC
Люди Нью-эйдж склонны придавать огромное значение своей интуиции, тому, что кажется истинным и что находит отклик. – Жюль Эванс, писатель, академический историк и духовный искатель.
Красивые, заботливые люди вдруг стали говорить, что Covid-19 не существует. – преподаватель йоги из Мельбурна, The Sydney Morning Herald.
Нью-эйдж (или альтернативная духовность), велнес и теории заговора — странные соседи.
В 2011 году Шарлотта Уорд и Дэвид Воас обратили внимание на удивительное сходство между системами убеждений, которые обычно кажутся совершенно противоположными. Духовность, особенно альтернативная духовность или нью-эйдж, в основном считается привлекательной для людей, которые определяют себя политически левыми, и, как правило, это культурное явление, в котором доминируют женщины.
С другой стороны: мы обычно считаем веру в заговоры ультраправым (и преимущественно мужским) явлением. Авторы статьи ввели термин «конспиритуализм» для обозначения этого неожиданного слияния конспирологического мышления и духовности.
Эта статья вновь привлекла к себе внимание во время пандемии, поскольку теории заговора подпитывали противодействие введенным правительством ограничениям и массовым кампаниям по вакцинации, и это противодействие стало серьезной угрозой для общественного здоровья.
Теории заговора отрицателей Covid-19 и протесты против мер общественного здравоохранения обычно исходят от преимущественно правых демографических групп. Неудивительно, что они привлекли непропорционально много сторонников среди религиозных людей из консервативных конфессий. А вот то, что они также непропорционально привлекают людей, которые относят себя к верующим в альтернативную духовность, и тех, кто придерживается велнес-культуры, действительно поражает.
Вера в альтернативную духовность часто сопровождает велнес-культуру, причем сторонники обеих, как правило, происходят из преимущественно левых демографических групп, которые придерживаются «комплексных» представлений о разуме, теле и «духе».
Что между ними общего?
Почему сторонников «альтернативной» духовности и велнес-культуры притягивают теории заговора?
Все три системы убеждений привлекают людей с более сильной потребностью в контроле над своей жизнью, а также сложными и часто случайными факторами. Эти убеждения создают иллюзию контроля и чувства расширения возможностей.
Эти системы убеждений также притягательны для людей с сильным желанием чувствовать себя тем, кто обладает особым доступом к уникальным знаниям о мире, которого нет у обычных людей. Люди с такими убеждениями часто считают всех остальных излишне наивными (без чувства иронии в этом предположении).
Альтернативную духовность и конспирологию, в конце концов, объединяет нарциссическая идея: якобы в мире есть вещи, требующие объяснения, и только вы один разгадаете истину.
Повсеместная доступность информации в интернете приводит к тому, что люди, не имеющие формальной подготовки в чрезвычайно сложных областях знаний, с уверенностью заявляют, что они «провели собственное исследование».
Людям, которых привлекают все три системы убеждений, как правило, трудно понять и принять центральную роль случайности и непредвиденных обстоятельств в мире, они склонны видеть закономерности, причинно-следственные связи и намерения там, где их нет.
Кроме того, им, как правило, присущи такие черты личности, как чрезмерная «открытость к опыту и новым идеям» и склонность к магическому мышлению.
В частности, они склонны переоценивать и чрезмерно полагаться на интуицию и внутреннее чутье при формировании своего понимания мира.
Интуитивисты
Профессор политологии Чикагского университета и эксперт по теориям заговора Эрик Оливер и профессор политологии Университета штата Огайо Томас Вуд подробно изучили и описали, как люди, верящие в теории заговора, сверхъестественные и паранормальные явления, убежденные в ненаучной альтернативной медицине используют интуитивное мышление вместо доказательного.
Контент, который кажется и чувствуется правильным, с большей вероятностью убеждает людей, которые полагаются на интуицию, чтобы понять мир.
Сам по себе разум — недостаточное основание для принятия решений. При этом интуиция, внутреннее чутье и вера — да. Интуиционист истину ощущает, а не выводит. В результате он понимает политику так же, как Бога — через эмоции, символы и метафоры.
Оливер и Вуд обнаружили, что консервативные религиозные американцы (в основном евангелические или ортодоксальные общины) и люди, верящие в нью-эйдж/альтернативную духовность, как правило, имеют очень высокие показатели интуитивизма и восприимчивости к теориям заговора.
Альтернативные убеждения и практики здоровья
Они также обнаружили, что люди, которые верят в теории заговора, и те, кто придерживается альтернативных духовных убеждений, чаще бывают антипрививочниками и последователями множества других ненаучных/антинаучных убеждений и практик в отношении здоровья и диеты:
Миллионы людей отвергают доказательства хорошо зарекомендовавшей себя науки в пользу идей, не имеющих эмпирического подтверждения. Многие не только скептически относятся к современной медицине, но и питают всевозможные фантастические представления о своем здоровье и питании.
Миллионы людей занимаются альтернативными методами лечения, начиная от акупунктуры и заканчивая гомеопатией. И еще миллионы покупают органические или безглютеновые продукты.
Чем выше показатель интуитивизма у человека, тем больше вероятность того, что он:
- Верит в паранормальные идеи, такие как реинкарнация, призраки или экстрасенсорное восприятие.
- Отрицает устоявшиеся научные объяснения или советы медицинских экспертов.
- Не доверяет своим согражданам, СМИ и общественным институтам.
- Легче поддается эмоциональным призывам и вызывающим воспоминания символам.
- Подписывается на теории заговора.
- Принимает популистские характеристики денег, власти и политики.
- Придерживается резко националистических и этноцентристских взглядов.
- Одобряет альтернативную медицину и святость натуральных продуктов.
- Нетерпим к основным демократическим нормам и гражданским свободам.
Связность всех вещей
Общая привычка мыслить и верить, лежащая в основе теорий заговора, духовности и многих альтернативных медицинских верований, — это склонность видеть связи между вещами, когда это просто случайность, совпадение или корреляция.
Преподаватель йоги и журналист Мэтью Ремски исследовал феномен создания кумиров в современном мире йоги и критически высказывался по поводу «парадоксального на первый взгляд союза» между правым конспирологическим мышлением и велнес-сообществами:
У людей, которые интересуются йогой, альтернативным здоровьем и велнесом […], как правило, есть общие интересы и обязательства. Три из них связаны с представлением о том, что все взаимосвязано, все не так, как кажется, и все происходит по какой-то причине […] Это аксиома, например, для восточной духовности, но также и принципы, которыми руководствуется конспиративное мышление.
Точно так же Уорд и Воас обнаружили, что убеждения в том, что ничто не происходит случайно, все не так, как кажется, и что все взаимосвязано, лежат в основе большинства теорий заговора и альтернативной духовности — то есть феномена, который они назвали конспиритуализмом.
Режим мышления по умолчанию
Убеждения, противоречащие фактам, — это норма, а не исключение. Большинство людей склоняются к духовной вере. Это нормально. Преодолеть эту склонность с помощью научного мышления нелегко, и часто это противоречит здравому смыслу. Во многих отношениях интуитивный стиль — и, в частности, уверенность в том, что все происходит не просто так, — это естественный, стандартный способ мышления для людей. С точки зрения эволюционной психологии это побочный продукт более адаптивных методов мышления, помогающих выживанию.
Истинная ценность интуиции
Интуиция лежит в основе эмоциональной восприимчивости, социальных навыков, а также многих практических и профессиональных навыков. Отточенная опытом и обучением, она особенно ценна — например, диагностическая интуиция опытного клинициста или интуиция ученого, генерирующего гипотезы.
Однако существует опасность чрезмерной самоуверенности человека, обладающего таким уровнем интуиции, и риск того, что ему будет еще труднее распознать, когда его интуиция ошибочна и ведет по ошибочному пути предположений.
Наука это сложно
Когда дело доходит до проверки достоверности научной гипотезы и прогностической точности, ничто не заменит объективные данные, тщательно собранные в ходе спланированных исследований с контролем сопутствующих переменных.
Даже в этом случае для большей уверенности в выводах они должны быть воспроизведены независимыми учеными и подвергнуты критическому анализу опытными коллегами, которые выявят методологические недостатки, когнитивные предубеждения и ошибочные предположения в исходном исследовании.
Такого рода критический обзор — это то, что подразумевается под выражением «я провел свое исследование». Наука — это кропотливая, отнимающая много времени коллективная работа, которая требует значительного опыта. Важно отметить, что она также включает в себя готовность — настоящую готовность — опровергнуть чьи-то убеждения и предположения, если к этому ведут данные.
Такие же строгие подходы применяются к изучению сложных вопросов политологии, экономики и истории.
Наука и критическое мышление сложнее, чем кажется. Свое понимание сложных тем легко переоценить.