Адреналин и мораль: почему люди спасают незнакомцев, рискуя жизнью

Адреналин и мораль: почему люди спасают незнакомцев, рискуя жизнью

Чем опаснее ситуация, тем вероятнее шансы на то, что кто-то придет на помощь

Образ жизни Саморазвитие
Фото: Russ/Flickr

Ничто так не поощряет грех, как милосердие.

Тимон из Афин.

Фраза «добрый самаритянин» происходит от библейской притчи о путешественнике из Самарии, который наткнулся на раненого иудея. Этого человека ограбили и избили до полусмерти. Два благочестивых иудея прошли мимо и не оказали ему никакой помощи. Но самаритянин пожалел умирающего. Он обработал его раны, отвел в гостиницу и оплатил все расходы, пока пострадавший не выздоровел.

Не только доброе дело

Если поискать словосочетание «добрый самаритянин» в новостях, то увидите, что в результатах поиска преобладают истории двух типов: добрые люди, которые отважно помогли или спасли кого-то, попавшего в беду, и добрые самаритяне, которые сами стали жертвами, когда попытались оказать помощь. Последний тип историй вызвал у меня интерес. Почему некоторые люди чувствуют себя обязанными помогать другим, даже подвергая себя большому риску?

Рассмотрим случай доброго самаритянина в Миннесоте, который стал свидетелем, как автомобиль попал в аварию и перевернулся на шоссе I-94. Этот человек остановился, чтобы оказать помощь. Затем водитель разбитого автомобиля, 22-летняя женщина, угнала машину доброго самаритянина. Полиция пустилась в погоню и в конце концов арестовала женщину, но до этого она успела проколоть шины и поломать машину. Угнанный автомобиль был полностью разбит.

Другая добрая самаритянка остановилась, чтобы помочь бездомным, не заглушив двигатель. И они просто угнали автомобиль, внутри которого находилась ее собака.

Идут на риск

Психологи исследовали вопрос о том, почему люди ведут себя как добрые самаритяне, с помощью различных теорий, включая теорию социальной идентичности, гипотезу эмпатии-альтруизма и теорию морального мышления. Эти знания проливают свет на сущность альтруизма. Но как насчет людей, совершающих опасные и даже безрассудные поступки, чтобы помочь тем, кто попал в беду, как та женщина, у которой украли и машину, и собаку? Почему некоторые люди рискуют стать жертвой, лишь бы помочь незнакомцу?

Очевидно, что некоторые люди в чрезвычайных ситуациях действуют импульсивно, не останавливаясь, чтобы взвесить все за и против. Других влечет адреналин опасности. А некоторые, как жертва кражи автомобиля и собаки, просто слишком простодушны и доверчивы, чтобы предвидеть опасность. Помимо этих очевидных объяснений, есть и некоторые другие интересные выводы, которые были сделаны в ходе недавних исследований.

Одно исследование показало, что люди готовы рисковать, спасая чью-то жизнь, в большей степени, чем спасая имущество этого человека. Чем опасней была ситуация, тем выше становилась готовность пойти на риск. Вопреки ожиданиям, чем больше опасность, тем больше вероятность того, что случайный прохожий выступит в роли доброго самаритянина. В менее опасной ситуации тот же случайный прохожий, скорее всего, вообще ничего не предпримет.

Более раннее исследование, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology, показало, что люди с большей вероятностью будут вмешиваться в критической ситуации, когда опасность очень высока (например, если человек тонет), чем когда возможный вред невелик (например, если человек уронил книгу). Аналогичным образом, исследование, опубликованное в журнале Journal of Experimental Social Psychology, показало, что люди охотней идут на риск, чтобы помочь другим, когда ситуация требует немедленного вмешательства и возможный вред очень серьезен.

В чем причина?

Теория активации предполагает, что люди с большей вероятностью будут помогать другим, когда они находятся в возбужденном эмоциональном состоянии, таком как страх или волнение. Ситуации высокого риска часто вызывают подобные эмоции, и, таким образом, вероятность оказания помощи повышается.

Еще одна причина, по которой люди становятся добрыми самаритянами в ситуациях с высоким риском, в том, что они ценят свою моральную идентичность. Люди с глубоко укоренившимися моральными ценностями могут испытывать сильное чувство долга помочь другому, особенно, если последствия их невмешательства достаточно серьезны. Это может побуждать людей не считаться с риском, даже если в ситуации, не представляющей опасность, они бы так не поступили.

Наконец, стоит отметить, что отдельные факторы, такие как черты характера и предыдущий опыт, играют важную роль в готовности людей действовать как добрые самаритяне в ситуациях повышенного риска. Например, люди с высоким уровнем эмпатии чаще помогают другим, вне зависимости от того, насколько ситуация опасна. В этом и заключается наша человеческая дилемма: как помочь другим, пусть и с риском для себя, и при этом не увеличить масштаб бедствия.

Источник

Свежие материалы