€ 99.60
$ 93.00
В одном ряду с Ахиллом: как менялось понятие героизма

В одном ряду с Ахиллом: как менялось понятие героизма

Философ Джонни Томсон рассуждает об эволюции образа героя и о том, можно ли стать им, не жертвуя собой

История Саморазвитие
Кадр из фильма «Страсти Христовы»

У каждого из нас свои герои – от маленького ребенка с постером любимой спортивной звезды до академика, одержимо читающего произведение своего кумира. Героизм завораживал людей на протяжении тысячелетий, но как почти универсальная концепция (в большинстве культур есть герои) он труден для определения. Есть несколько путей, по которым на протяжении истории человечества шло развитие и определение героизма.

Величие

Западные истоки героизма восходят к Древней Греции, где героем мог стать обладатель выдающихся способностей, совершавший подвиги на благо общества. Однако героизм не был добродетелью, потому что награда за него зависела от суждений других или от судьбы. Например, храбрость – это добродетель, но хотя герои и должны быть храбрыми, одного этого недостаточно. Героем нужно стать перед лицом публики. Кроме того, его историю следует рассказать и распространить в обществе – герой должен быть легендой, тем, кто известен своими великими и славными подвигами.

Ко времени создания Гомером «Илиады» и «Одиссеи» герой практически полностью ассоциировался с войной. Типичными можно считать Гектора, Аякса или Ахилла – самых выдающихся, быстрых, сильных и умелых воинов среди всех остальных. Но интеллект «хитроумного» Одиссея, манипулятивный и коварный, тоже мог рассматриваться как героический, хотя опять же в связи с войной.

Первый большой сдвиг в сторону современного понимания героизма произошел при Платоне, для которого герой не определялся только полем битвы – им мог стать и философ, и государственный деятель (например, его учитель Сократ), если присутствовало то, что Аристотель называл «величием души». Герои по-прежнему должны были быть великими в своем деле, превосходя всех остальных, но это уже не означало просто зарубить врага.

Жертва

В четырех тысячах миль от Греции, в Китае, возникло несколько иное представление о героизме. Китайская культура и религия в гораздо большей степени пропитаны духом коллективизма, и в философии конфуцианства, даосизма и буддизма мы видим заботу о всеобщем благе и социальном порядке. Конфуцианство, в частности, придает большое значение порядочности, альтруизму и уважению к другим членам общины. Например, такой китайский герой, как монах Цзи-гун (учитель Цзи), спас от оползня целый свадебный пир, притворившись похитителем невесты (из-за чего гости были вынуждены гнаться за ним).

И хотя китайская история с большим уважением относится к военным успехам, например, к великим генералам и солдатам – слава народных героев часто закреплялась за теми, кто был верен своей стране или народу в течение всей своей жизни. Определяющими элементами героизма становятся преданность и самопожертвование.

И этот взгляд на героизм в конечном итоге лег в основу самой большой религии, которую когда-либо видел мир. В Древней Греции и Риме герои были сильными и гордыми. Но это изменилось с появлением христианства. Религия, полностью основанная на казни сына бедного плотника, не оставляет места ни для доблести воина, ни для славы завоевателя. У христианских мыслителей поздней Римской империи образ героизма был перевернут: жертвенность, смирение и сострадание к ближнему – вот что создавало героя.

Герой нашего времени

Когда мы перемещаемся в эпоху Возрождения, герой снова меняется, становясь тем, кто преуспел во многих областях. Герой – это ученый, атлет, добропорядочный горожанин и достойный человек. Поэтому и существует термин «человек эпохи Возрождения», обозначающий того, кто в беге и на дуэли был искусен так же, как в алгебре и поэзии. Давняя связь героизма с «великими деяниями» уже ослабла, но некоторые всё еще наделяли героя социальной функцией. Для французского мыслителя Жан-Жака Руссо герой был образцом гражданина – той фигурой, стремиться подражать которой должны и мы, и наши дети. А для шотландского философа Дэвида Юма роль героя заключалась в том, чтобы воссоздавать различные национальные мифы, позволяющие нам думать о себе хорошо. Герой – это тот, кто дает нам возможность купаться в отраженной славе.

Сегодня героями мы называем многих людей. В большинстве стран таковыми зачастую считают всех, кто служит или служил в вооруженных силах, а в памятные даты мы говорим о «павших героях». Более того, во время пандемии стало обычным называть «героями» медицинских работников. Использование этого термина в данном случае поднимает любопытные вопросы об идентичности этой профессии.

Во-первых, рассчитываем ли мы, что врачи и медсестры, рискуя заразиться, будут ради других ставить под угрозу своё благополучие? Если да (как это было раньше), то насколько их можно назвать героями, если их работа не считается «выходящей за рамки служебного долга»? Во-вторых, можно ли назвать героем кого-нибудь, если он не жертвует собой? Достаточно ли усердия, способностей и невероятно упорного труда, чтобы восприниматься героем? И, наконец, не стирается ли понятие героизма от слишком широкого его употребления? В конце концов, в понимании древних греков герои – это крошечная, элитарная часть общества.

Без сомнения, идея героизма, несмотря на значительную за прошедшее время трансформацию, остается центральной в нашем коллективном дискурсе. Герои важны для нас. Они направляют, вдохновляют и помогают нам. Но что лично для вас означает это понятие?

Источник

Свежие материалы