В начале эпохи автономности: как беспилотники изменят движение уже в следующем десятилетии

В начале эпохи автономности: как беспилотники изменят движение уже в следующем десятилетии

Билл Гейтс о том, что ждет людей, когда они станут пассажирами полностью автономных машин

Будущее

Я всегда был автолюбителем. Когда был моложе, любил ездить быстро (иногда слишком быстро). И теперь своей ежедневной поездки на работу жду с нетерпением. Есть в вождении автомобиля что-то увлекательное и в то же время медитативное.

Несмотря на это, с нетерпением я жду и того дня, когда смогу передать управление своей машине.

Этот день наступит раньше ожидаемого. В последние годы мы добились огромного прогресса в области автономных транспортных средств (autonomous vehicles, или AV), и я верю, что в следующем десятилетии произойдет переломный момент. Когда это случится, беспилотники изменят сферу перевозок так же резко, как компьютер изменил офисную работу. Во многом этому способствует прогресс, достигнутый в области искусственного интеллекта в целом.

Небольшая справка для тех, кто, возможно, мало что знает об AV. Лучший способ понять, где мы находимся сегодня, – это взглянуть на систему классификации Ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Она широко используется для характеристики того, насколько автономно транспортное средство.

 

На уровнях 0–2 водитель-человек полностью контролирует автомобиль, который в свою очередь способен «помогать» ему такими функциями, как адаптивный круиз-контроль или центрирование полосы движения. Уровень 3 – это когда управление начинает переходить от водителя к автомобилю. При достижении самого высокого уровня транспортное средство становится полностью автономным в любое время и при любых условиях – в будущем у автомобилей 5-го уровня вообще может не быть руля.

Прямо сейчас мы близки к переломному моменту, находясь между уровнями 2 и 3, когда становятся доступными автомобили, позволяющие водителю убрать руки с руля и дать возможность системе управлять машиной при определенных обстоятельствах. Первый автомобиль 3-го уровня недавно был одобрен для использования в Соединенных Штатах, но в очень ограниченных условиях – автономный режим разрешен на трассе в Неваде при солнечном дне и скорости менее 40 миль (64 км) в час.

В течение следующего десятилетия мы увидим всё больше автомобилей, преодолевающих этот порог. Беспилотники очень близки к той точке, когда практически все необходимые технологии изобретены. Теперь основное внимание уделяется доработке алгоритмов и инженерных решений. В последние годы был достигнут значительный прогресс, особенно в датчиках, сканирующих окружающее пространство и сообщающих автомобилю о вещах, на которые ему нужно реагировать, например, о пешеходах, переходящих улицу, или о водителе, перестраивающемся в вашу полосу.

Существует множество различных подходов к созданию AV. Многие автопроизводители, такие как GM, Honda и Tesla, работают над моделями, выглядящими как обычные автомобили, но имеющими автономные функции. Кроме того, есть компании, полностью сосредоточенные на беспилотниках, и некоторые из их продуктов расширяют представление о том, каким может быть транспортное средство – например, полностью симметричное роботакси или капсулы общественного транспорта. Многие другие разрабатывают компоненты для обеспечения автономности уже существующих автомобилей.

Недавно у меня была возможность управлять или, точнее, посидеть за рулем автомобиля британской компании Wayve, в котором используется нестандартный подход. В то время как многие AV могут перемещаться только по тем улицам, которые были загружены в их систему, машина Wayve скорее похожа на человека. В том смысле, что она может проехать везде, где может проехать человек.

Садясь за руль автомобиля, вы опираетесь на знания, которые накопили за все когда-либо совершенные прежде поездки. Поэтому вы знаете, как вести себя на знаке «стоп», даже если никогда раньше не видели этот знак на какой-то конкретной дороге. Wayve использует методы глубокого обучения, чтобы делать то же самое. Алгоритм учится на примерах. Он использует уроки, извлеченные из множества ситуаций реального вождения и симуляций, чтобы интерпретировать то, что его в данный момент окружает, и реагировать в режиме реального времени.

В результате получилась незабываемая поездка. Автомобиль вез нас по центру Лондона, являющемуся для водителя одним из самых сложных мест, которые только можно себе вообразить, и находиться в машине, когда она объезжала все эти пробки, было немного сродни фантастике. (Поскольку автомобиль всё еще находится в разработке, в нем для обеспечения безопасности был водитель, несколько раз бравший на себя управление).

Пока неясно, какие подходы окажутся наиболее успешными, поскольку мы только подходим к пределу, за которым автомобили станут по-настоящему автономными. Но когда мы там окажемся, как на самом деле будет выглядеть переход на беспилотники?

Скорее всего, легковые автомобили станут полностью автономными в последнюю очередь. А в первую – машины, перевозящие грузы на дальние расстояния, а затем работающие в доставке. Когда вы, наконец, пересядете в беспилотник, вероятнее всего, это будет такси или арендованная машина. (Компании по прокату автомобилей ежегодно теряют массу денег из-за аварий по вине водителей, поэтому они стремятся перейти на AV-парк, который – по крайней мере, в теории – менее подвержен авариям.)

Поскольку беспилотники станут всё более распространенными, нам придется пересмотреть многие системы, сопровождающие практику вождения. Отличным примером является страхование. Кто несет ответственность, когда AV попадает в аварию, – человек, едущий в машине, или компания, разработавшая программное обеспечение? Правительствам придется создавать новые законы и правила. Дороги, возможно, тоже придется изменить. На многих автомагистралях есть выделенные полосы для автомобилей с большим количеством пассажиров (HOV lane), чтобы стимулировать совместное использование транспорта. Будут ли у нас когда-нибудь полосы «только для беспилотников»? Станут ли эти машины в конечном итоге настолько популярными, что вам, если захотите сесть за руль, придется использовать полосу «только для водителей»?

Такой сдвиг, скорее всего, произойдет через десятилетия, если произойдет вообще. Даже после того, как технология будет доведена до совершенства, возможно, людям поначалу будет некомфортно в машине без руля. Но я верю, что преимущества окажутся убедительнее. Беспилотники со временем станут дешевле обычных автомобилей. И если вы, как и я, водите машину, просто подумайте о том, сколько времени вы на это тратите. Взамен вы сможете проверить электронную почту, почитать хорошую книгу или посмотреть новый эпизод вашего любимого шоу – всё это возможно в полностью автономных автомобилях. Что ещё более важно, беспилотники сделают мир немного справедливее для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, предоставив им больше возможностей для передвижения. И даже помогут нам избежать климатической катастрофы, потому что большинство разрабатываемых AV являются электромобилями.

Человечество и раньше приспосабливалось к новым видам транспорта. Я верю, что мы сделаем это снова. Большую часть нашего существования мы полагались на естественные способы передвижения: ходили пешком, ездили верхом или путешествовали в лодке, подталкиваемой ветром. Затем, в 1700-х годах, мы вступили в эпоху, когда движение стало обеспечиваться паровыми двигателями и двигателями внутреннего сгорания. Теперь мы находимся в начале эпохи автономного движения. Это захватывающее время, и я не могу дождаться, чтобы увидеть, какие новые возможности оно открывает.

Источник

Свежие материалы