«Самокаты – это ключевой глобальный тренд после Uber»

«Самокаты – это ключевой глобальный тренд после Uber»

Как изменится транспорт в городах, и на чем мы будем ездить в ближайшем будущем

Будущее
Фото: The Verge

Наши средства передвижения стремительно меняются. Меняются и наши представления о том, что такое удобный транспорт, и бизнес-модели, связанные с транспортом. «Идеономика» попросила рассказать об этих изменениях Александра Фролова — бывшего аналитика «Тройки диалог», который в 2012 году основал венчурный фонд Target Global, инвестирующий, в числе прочего, в стартапы в области транспорта. Фролов объясняет, какие изменения произойдут в ближайшие 5-10 лет в сфере транспорта, и что такое транспорт будущего с точки зрения горожанина.

Автомобили

Общественное внимание приковано к проектам, создающим автомобильные беспилотники и электротранспорт, хотя число провалов в этих сферах колоссально, и, как ни странно, беспилотные авто по Москве пока не ездят, кроме беспилотника Yandex, который пока еще тестируется. Чтобы знать будущее, нужно помнить о прошлом. Провалы начались еще до Tesla. Например, израильский стартап Better Place, который на заре 2000-х начал заниматься созданием электроавтомобиля, привлек в общей сложности $925 млн инвесторских денег, а потом обанкротился. У неудачи были объективные причины: стартап появился слишком рано, качество батареи было низким, и в итоге продукт, который у них получился, был не очень хорошим. Никто не захотел его покупать.  

У беспилотных авто сейчас проблема не в том, чтобы заставить их поехать, а в том, что их сложно научить взаимодействовать с обычными водителями и пешеходами, поведение которых на дорогах пока еще очень непредсказуемо. Но в течение ближайших 5 лет беспилотные автомобили освоятся – не на обычных дорогах, а на закрытых территориях: например, в заводских или других регулируемых зонах. Через 5-10 лет мы можем увидим рост их проникновение на обычных дорогах. Уверен, что появятся выделенные полосы для езды беспилотных автомобилей. Возможно,они будут передвигаться на магистралях между крупными городами.

В крупных городах организовать движение беспилотного транспорта сложнее всего. Слабо представляю, что в Москве 10% автомобилей будут автономные, а 90% — нет. Гораздо логичнее выделение отдельных городов или территорий, где как раз-таки въезд пилотируемых машин будет существенно ограничен, а может быть, и совсем запрещен.

Например, так уже происходит: компания Waymo, принадлежащая Alphabet (холдинг Google), запускает полноценную автоматизацию автотранспорта, но только в одном небольшом городе.

Автобусы

Грань между автобусами и какими-нибудь Uber будет постепенно стираться. Сейчас мы уже видим сервисы типа VIA, когда пассажиру предлагают купить место в комфортном автобусе-шаттле с профессиональным с водителем и местами на 6-8 человек. Это очень приятно и привлекательно по сравнению с традиционной моделью. Вроде бы не такси, но уже и не совсем автобус по уровню комфорта.

Что касается новых технологий, то предполагаю, что на горизонте 5-10 лет мы увидим отдельные варианты использования беспилотных электроавтобусов на закрытых территориях, например, производственных. Увы, такого, чтобы в центре города вместе с обычными машинами катался беспилотный автобус, думаю, в ближайшие 10 лет мы не увидим, а вот вариант выделенной полосы вполне возможен.

Авиация

Довольно любопытная сфера, которой уделяется не так уж и много внимания. В последнее время было создано множество компаний, которые работают по новой бизнес-модели и предлагают прайвет-джеты: по сути, это улучшенный бизнес-класс. Их гипотеза заключается в том, что если прайвет-джет покупает вскладчину много людей, то для них это будет стоить немногим дороже, чем бизнес-класс на регулярном рейсе, но при этом сервис гораздо лучше. Есть, например, проект NetJets, также существует довольно известная компания JetSmarter, основанная выходцами из России. Она дальше всех продвинулась в реализации этой идеи. Правда, в целом есть ощущение, что для ряда крупных американских инвесторов, которые в это инвестируют, это представляет скорее личный интерес, ведь они потенциальные клиенты таких бизнес-джетов. Признаюсь, я сам не вижу серьезной и большой перспективы в этом – сегмент премиальный,  спрос на него в целом ограничен.

При этом с точки зрения технологий, программного обеспечения и IT-решений, которые кардинально меняют юзер-экспириенс в отрасли, кажется, революции пока не случилось.  

Изменится ли что-то в ближайшие 5-10 лет, будем ли мы летать на беспилотных самолетах? С одной стороны, это, возможно, и проще, чем на земле: в небе гораздо легче это организовать, там нет пешеходов и других непредсказуемых препятствий в большом количестве.  С другой стороны, отрасль очень сильно зарегулирована, и это, наверное, справедливо: сфера высокотехнологична и в чем-то опасна, туда не пускают маленькие компании просто так. Плюс, с точки зрения стоимости авиаперелета зарплата пилота далеко не ключевая статья расходов. Зарплата водителя, например, может составлять до 30% от стоимости поездки на такси. А в стоимости полета на самолете огромную долю занимает обслуживание самолета, топливо, сервис в аэропорту, тогда как зарплата пилота – совсем небольшую часть. Кажется, нет большого экономического стимула активно развивать эту историю.  

Грузовой транспорт

Грузовой транспорт – это перспективное и привлекательное направление, хотя пока мало заметное. На это есть причины: самое быстрое развитие технологий идет в закрытых системах на производствах. По сути, это индустриальное использование, незаметное для обычных пользователей.

Например, компания Mototok, которая создает электрические машины-тягачи для самолетов, управляемые дистанционно. Традиционно на тягаче работает до трех человек: один ведет тягач, и еще один или двое идут рядом и следят, чтобы самолет крыльями ничего не задел.

Или, например, немецкий почтовый концерн Deutsche Post DHL продолжает последовательно переводить  автопарк на электрическую тягу. Сегодня по городам Германии уже разъезжают 8000 небольших желтых грузовых электромобилей Streetscooter.  

В ближайшие 10-20 лет использование беспилотного грузового транспорта в определенной степени коснется большинства заводов и производств мира. Ведь для того, чтобы умные беспилотники пришли в нашу жизнь, необходимы два фактора. Во-первых, экономическая выгода, которую бизнес анализирует более внимательно и рационально, чем потребители. Во-вторых,  у предприятий есть понятные производственные процессы, в которых гораздо меньше непредсказуемости. Только представьте: если выпустить беспилотный автомобиль на забитую улицу Москвы, там может произойти все что угодно. Другое дело, когда это большой и хорошо организованный завод, где все работает по плану, внутри закрытой системы.

В итоге и тесты, необходимые, чтобы подготовить устройство для работы в подобных достаточно предсказуемых условиях, на порядок проще, чем тесты, которые надо провести для появления на городских улицах.

Личный транспорт пешехода

В нашем условном рейтинге привлекательных трендов в транспорте я отдаю первое место электросамокатам, электровелосипедам и скутерам. Эти сервисы уже стремительно набирают популярность по всему миру по объективным причинам.

Если посмотреть на перевозку людей, а не грузов, то в 70% случаев внутригородских перевозок маршруты, по которым ездят люди, находятся в диапазоне от до 5 км. Это расстояние прекрасно преодолевают самокаты и велосипеды, в особенности электрические; на них можно ехать быстро и не вспотев. И мы наблюдаем, как динамично развиваются новые компании в сегменте электросамокатов и электровелосипедов (американские Bird, Lime), кстати, сокращающие объем использования такси.

Почему это стало доступно намного позже изобретения велосипеда? Технологическая находка заключается в том, что компании сравнительно недавно научились открывать и закрывать замки на этих устройствах через GPS, без привязки к конкретной станции. Это позволило получить или оставить транспортное средство в любой точке города. Конечно, есть и минусы в случае безответственного использования: многие видели картинки из китайских городов, когда пользователи сваливают в огромную кучу сотни велосипедов. Но в целом это прекрасная возможность для людей в любом месте начать и закончить поездку.

Предполагаю, что электросамокаты будут и дальше завоевывать популярность. Ведь они, в отличие от велосипедов, более  компактные и удобные: с ними можно зайти в автобус, спуститься в метро или поехать на машине и таким образом комбинировать разные виды транспорта во время одной поездки. Плюс это экологичный в использовании вид транспорта.

На мой взгляд, со времен создания Uber это наиболее динамично развивающийся бизнес-сегмент в сфере транспорта. Мы давно не видели компаний, которые росли бы так же стремительно, как сейчас растут сервисы по аренде электросамокатов в Америке и в Европе. Они уже есть и в Париже, Цюрихе, Тель-Авиве, городах Испании и других регионах.

К чему это в итоге приведет? В ближайшие годы благодаря райдшерингу произойдет серьезное снижение числа автомобилей. А те машины, которые все же продолжат ездить по улицам, будут гораздо эффективнее использоваться. Все это существенным образом изменит нашу городскую среду обитания.

Свежие материалы