Остаться человеком: каких качеств потребует от нас развитие ИИ

Остаться человеком: каких качеств потребует от нас развитие ИИ

Самое важное в ИИ — это то, что он показывает нам, в чем он бессилен

Будущее
Кадр из фильма "Ночь в музее"

Прошлым летом произведение искусства, созданное искусственным интеллектом, заняло первое место на выставке штата Колорадо. На мой взгляд, это изображение похоже на вид с заднего плана сцены в опере. Вы видите спины трех певцов, за ними смутные фигуры и формы, которые могут быть или не быть зрителями, а вокруг, возвышаясь над всем, фантастический дворец в стиле «Властелина колец».

На первый взгляд картина выглядит потрясающе, но уже через секунду она кажется какой-то безжизненной.

«Когда я вернулся к изображению и разглядывал его некоторое время, я обнаружил, что мои усилия по более глубокому восприятию тщетны, — поделился автор информационного бюллетеня о технологиях Л.М. Сакасас. — Я понял это, когда начал рассматривать изображение более подробно. Пока я это делал, мое восприятие изображения скорее отдалялось, чем углублялось».

Именно это многие из нас замечают в искусстве или прозе, созданной ИИ. Зачастую это что-то пустое и расплывчатое. В нем отсутствует гуманистическое зерно. В нем нет страсти, боли, тоски и глубоко прочувствованного личного опыта отдельного человека. Оно не рождается человеческим воображением, порывами озарения, тревоги и радости, которые лежат в основе любого глубокого творчества.

Это указывает на то, что может стать основой реальности наступающей эры. ИИ вероятно, даст нам фантастические инструменты, которые помогут передать на аутсорсинг большую часть текущей умственной работы. В то же время это заставит нас еще больше развивать те таланты и навыки, которыми обладают только люди. Возможно, самое важное в ИИ — это то, что он показывает нам, в чем он бессилен и таким образом раскрывает, кто мы такие и на что способны.

Например, если вы студент колледжа, готовящийся к жизни в мире ИИ, вам нужно спросить себя: «Какие занятия дадут мне навыки, которые не смогут повторить машины? Которые ярко проявят человеческие качества?» Возможно, в этом случае стоит отказаться от предметов, которые учат мыслить обезличенно, линейно, обобщенно, — с этого поля ИИ уйдет победителем. С другой стороны, вы, вероятно можете обратиться к любым занятиям, как в естественных, так и в гуманитарных науках, которые помогут вам развить следующие ярко выраженные человеческие навыки:

Отчетливый личный стиль. ИИ часто создает безличную бюрократическую прозу, которая встречается в корпоративных коммуникациях или научных журналах. Вам стоит развивать собственный стиль, такой же самобытный, как у Джорджа Оруэлла, Джоан Дидион, Тома Вулфа и Джеймса Болдуина, поэтому посещайте занятия, на которых вы будете читать выразительные и яркие тексты, и тогда вы сможете создать свой собственный.

Навыки презентации. «Предыдущее поколение информационных технологий благоволило интровертам, тогда как новые боты ИИ, скорее всего, будут благоприятствовать экстравертам, — пишет Тайлер Коуэн, экономист Университета Джорджа Мейсона. — Вам придется постоянно демонстрировать, что вы — нечто большее, чем “один из них”». Умение написать и выступить с хорошей речью, общаться с аудиторией и организовывать интересные и эффективные собрания — это набор навыков, которые ИИ не сможет воспроизвести.

Детский творческий дар. «Когда вы какое-то время взаимодействуете с такой системой, как GPT-3, вы замечаете, что у нее есть тенденция идти от банального к совершенно бессмысленному, — отмечает Элисон Гопник, известная своими исследованиями мышления у детей. — А дети каким-то образом находят творческий путь между очевидным и безумным». Дети, утверждает она, не просто подражают или пассивно поглощают информацию; они исследуют и создают инновационные теории и образные истории для объяснения мира. Поэтому лучше выбрать занятия — будь то программирование или рисование — которые раскрепощают творческую активность, дают вам возможность упражнять и оттачивать способности к воображению.

Необычное мировоззрение. ИИ может быть просто машиной для распознавания текста. Он хорошо предсказывает, какое слово должно быть следующим, поэтому необходимо развивать способность быть непредсказуемым, отступая от общепринятого. Изучите мировоззрение людей далеких эпох, необычных личностей и неизвестных мест: эпикурейство, стоицизм, томизм или даосизм. Люди с противоречивым мышлением и уникальным мировоззрением будут ценны в эпоху, когда традиционное мышление развивается по инерции.

Эмпатия. Машинное мышление отлично подходит для понимания поведенческих моделей в популяциях. Но не очень подходит для понимания уникального человека, который находится прямо перед вами. Если вы хотите уметь это делать, то вам очень пригодятся хорошие уроки гуманитарных наук. Изучая литературу, драматургию, биографии и историю, вы узнаете , что происходит в умах других людей. Если вы сможете понять точку зрения другого человека, вы приобретете более ценный навык, чем тот, которым обладает машина, поглощающая огромные массивы данных ни о ком конкретно.

Ситуационная осведомленность. Человек с этим навыком чувствует уникальные особенности ситуации, в центре которой он находится. Он интуитивно понимает, когда нужно следовать правилам, а когда их нарушать, следит за течением событий, обладает особой чувствительностью, необязательно осознанной, к тому, как быстро двигаться и какие решения принимать, чтобы не разбиться о скалы. Эта чувствительность проистекает из опыта, исторических знаний, смирения перед лицом неопределенности, а также из того, что человек прожил интересную и полную размышлений жизнь. Это своего рода знание, хранящееся как в теле, так и в мозге.

Лучшие учителя учат личным примером. Когда я вспоминаю своих лучших учителей, я обычно помню не то, что было в учебном плане, а то, кем они были. Независимо от того, был ли предмет в естественных или гуманитарных науках, я помню, как эти учителя демонстрировали страсть к знаниям, веселое и энергичное общение с учениками. Они также показывали целый ряд моральных ценностей: как быть строгим с доказательствами, как признавать ошибки, как поддерживать студентов, когда они делают свои собственные открытия. Я помню, как я восхищался ими и хотел быть похожим на них. Такие знания вы никогда не получите от бота.

И вот моя надежда на эру ИИ: она заставит нас более четко различать знания, которые являются полезной информацией, и гуманистические знания, которые делают людей мудрее и преображают их.

Источник

Свежие материалы