Искусственное искусство: считать ли творчеством картины, созданные ИИ?
Одно такое изображение выиграло в конкурсе художественной фотографии, что вызвало шквал недовольства в интернете
БудущееКогда Джейсон Аллен представил «Театр космической оперы» на конкурс изобразительного искусства ярмарки штата Колорадо, роскошный снимок моментально стал хитом и обошел 20 других художников в категории «фотография с цифровыми манипуляциями». Он взял голубую ленту за первое место, а автор получил премию в размере $300.
Аллен намекнул, что произведение искусства создано с помощью инструмента искусственного интеллекта Midjourney, который генерирует реалистичные изображения по команде пользователя. Портрет трех фигур, одетых в струящиеся одежды и смотрящих в яркий другой мир, был настолько детализирован, что судьи не обратили на это внимание.
Работа Аллена — наглядный пример быстро развивающегося искусства, созданного искусственным интеллектом. Обученные на миллиардах интернет-изображений, системы решительно раздвинули границы возможного в компьютерном творчестве.
Но также это вызвало массовые дебаты о значении искусства, а Аллена обвинили в обмане, ведь его победная работа была создана машиной, а не человеком, как другие.
Инструменты преобразования текста в изображение, такие как DALL-E 2 и Midjourney, быстро усовершенствовались и стали одной из самых горячих тем в области искусственного интеллекта. Они способны не только генерировать людей, объекты и места, но и имитировать целые визуальные стили. Пользователи могут потребовать, чтобы произведение искусства выглядело как мультипликационный сборник рассказов, историческая диаграмма или фотография Associated Press, и система сделает все возможное, чтобы это выполнить.
Но произведение, созданное искусственным интеллектом, подверглось критике как автоматический плагиат, потому что оно опирается на миллионы загруженных и просмотренных произведений, которые впоследствии массово повторяются. Это породило более глубокие опасения, что настоящее творчество исчезнет, границы реальности будут размыты, а искусство погибнет.
По словам Аллена, его произведение показывает, что людям необходимо «преодолеть отрицание и страх» перед технологией, которая дает толчок новым изобретениям и перестраивает наш мир. «ИИ — это инструмент, такой же, как и кисть. Без личности у него нет творческой силы», говорит он. Аллен считает, что бросил вызов критикам, которые не оценили глубокое послание в его искусстве, создаваемом ИИ. «Вы сказали, что ИИ никогда не будет так же хорош, как вы, что ИИ никогда не сделает ту работу, которую делаете вы, а я сказал: «Правда? Как насчет этого? Я победил», — говорит он. — Признайте это. Перестаньте отрицать реальность. ИИ никуда не денется».
39-летний Аллен живет к югу от своего родного города Колорадо-Спрингс и руководит компанией Incarnate Games, которая занимается созданием настольных фэнтези-игр. После окончания средней школы он поступил в военно-воздушные силы и получил степень в области компьютерных наук в технической школе штата Колорадо. Он не считает себя художником и никогда раньше не участвовал в художественных конкурсах. По его словам, в этом году он начал замечать, что люди публикуют больше работ искусственного интеллекта в социальных сетях, и поначалу скептически относился к тому, чтобы попробовать что-то подобное самому — из-за «духовных причин». Он помнил, как Илон Маск сравнивал ИИ с «вызовом демона», и ему казалось, что это что-то вроде «ворот в неизвестное».
«Вот на что это похоже. Это не создано человеком», — говорит он. Можно многое сказать о духовном вмешательстве в нашу реальность. Они использовали бы все возможное для влияния на человечество». Но искусство казалось таким сложным, что он не переставал думать о нем. Аллен начал играть с художественными инструментами на базе искусственного интеллекта: WOMBO Dream, NightCafe, starryai. Затем кто-то пригласил его на Midjourney, и он стал одержим.
Midjourney стал одним из самых популярных генераторов искусственного интеллекта потому, что позволяет любому человеку свободно создавать новые изображения по команде. Используя команду «/imagine», пользователь вводит все, что хочет увидеть, и ИИ выдает четыре новых изображения за 60 секунд. Также по желанию пользователя ИИ улучшает визуальное качество с помощью новых вариаций той же идеи.
Стартап, который называет себя «независимой исследовательской лабораторией… расширяющей возможности человеческого воображения», работает с миллионом подписчиков в чат-сервисе Discord, с комнатами, посвященными созданию персонажей, среды и презентаций «покажи и назови».
Оплатив корпоративный аккаунт, Аллен начал генерировать тысячи изображений, меняя каждый раз текстовые подсказки. Он экспериментировал с новыми настройками, сценариями и эффектами. Он просил изображения в стиле Леонардо да Винчи и американского художника-психоделика Алекса Грея. Но по-настоящему его внимание привлекли работы, которые он теперь называет «космическим оперным театром». Он начал с простого мысленного образа — «женщина в викторианском платье с оборками, в космическом шлеме» — и продолжал дорабатывать подсказки, «используя тесты, создавая эпическую сцену, подобную сновидению». По его словам, он потратил 80 часов на создание более 900 итераций рисунка, добавляя такие слова, как «роскошный» и «пышный» для корректировки тональности и восприятия. Он отказался поделиться полным набором слов, которые использовал для создания произведения, заявив, что это его художественный продукт и он намерен опубликовать его позже. «Если и есть что-то, за что вы берете ответственность, так это ваши подсказки, — говорит он. — Я говорю себе: «Приятель! Это так круто. Мне необходимо увидеть это еще раз! Я зависим! Я одержим!»
Получив действительно понравившиеся изображения, он перенес их в Adobe Photoshop, чтобы удалить визуальные артефакты. На одном произведении у центральной фигуры отсутствовала голова, поэтому он также нарисовал копну темных волнистых волос. Он использовал другой инструмент машинного обучения, Gigapixel AI, чтобы повысить качество и резкость фотографий, затем напечатал три работы на холсте и отправился представлять их на ярмарку штата.
По словам Аллена, он видел в этих работах «сверхъестественную реальность… что-то, что мы еще не испытывали, что-то за гранью возможного». Но темпы искусственного интеллекта развиваются быстрее, чем интернет. «Вы смотрите на искусство месячной давности, — добавляет он. — С точки зрения технологий это десятилетия. Это произведение устарело по сравнению с тем, что Midjourney делает сейчас».
Государственная ярмарка в Пуэбло оказалась неподходящим местом для написания новой главы в истории искусства. В рамках 150-летнего фестиваля, более известного своими конными и животноводческими соревнованиями, также проводится ряд традиционных художественных конкурсов, например, по производству самодельных кукол, одеял, фарфора и рукоделия, или приготовлению лучшей консервированной моркови, лекарственных средств и праздничного хлеба.
Из 596 заявок на конкурс «изобразительное искусство» 21 начинающий художник-любитель представил работы в новой категории — «цифровая фотография». На вопрос об используемых художественных материалах, Аллен рассказал представителям ярмарки о Midjourney — он не вдавался в подробности, но никто и не уточнял. Одна из судей конкурса Дагни Маккинли, писательница и историк искусства, которая проводит фестиваль драматургов в близлежащем Стимбоут-Спрингс, вспоминает, как проходила мимо полотна Аллена и сразу же обратила внимание на произведение, напоминавщее искусство эпохи Возрождения. «В нем был сюжет: люди смотрят в другой мир, все стоят спиной к вам, никто не обращен лицом к зрителям и не вступает в контакт, — говорит она. — Вам становится интересно: что же они видят?» По словам Маккинли, она не знала, что изображение было сгенерировано искусственным интеллектом, но уточнила, что это все равно не изменило бы ее суждения: у Аллена «была концепция и видение, которые он воплотил в реальность, и это действительно красивое произведение».
Художественный критик The Washington Post Себастьян Сми отметил, что текстуры и освещение произведения напоминают Гюстава Моро, художника конца XIX века, связанного с декадентами, который повлиял на Эдгара Дега и Анри Матисса. (Он также вспомнил цитату художника Сола Левитта: «Идея становится машиной, которая делает искусство»). Когда Аллен объявил о победе на канале Discord от Midjourney и заявил, что потратил «много недель на доработку», реакция колебалась от приглушенного волнения до откровенного ужаса. В чате, посвященном философским дебатам, один из пользователей сравнил победу с «финишем в марафоне на Lamborghini». Другой пользователь написал, что «выходка» может привести к тому, что «этот инструмент запретят и возненавидят его еще больше».
Победа также вызвала бурю гнева в интернете. Твит с нецензурным негодованием по поводу победы Аллена получил более 85 тысяч лайков. Еще один человек написал: «Смерть художественного творчества разворачивается прямо на наших глазах». Сам Аллен получил «много отвратительного хейта» по электронной почте, а в профиле его игровой компании в соцсети ему посоветовали вернуть награду и «публично извиниться, прежде чем обрушится серьезная негативная реакция».
Разочарование частично вызвано тем, как были созданы инструменты: аналогичный софт, Stable Diffusion, был «натренирован» на 2 млрд изображений, взятых из интернета, в том числе из личных блогов и сайтов любительского искусства, таких как Flickr и DeviantArt. Но Аллен отвергает этот тезис, называя его поверхностным: «Как вы научились писать картины? Вы наблюдали за искусством. Чье оно было? Вы изучали технику, вы изучали искусство, вы добавляли его в свой репертуар», — говорит он.
По словам Аллена, он выставил работы по $750 за штуку, и две из них были куплены на ярмарке неизвестными покупателями, хотя теперь он думает, что следовало взять гораздо больше, учитывая, что это, возможно, «произведение истории искусства». В Discord некоторые пользователи спрашивали, не следовало ли ему быть более откровенным, на что Аллен ответил: «А разве я обязан?».
Несмотря на фурор в интернете, соседи Аллена оказались более оптимистичными в отношении адаптации к ИИ. Любой сотрудник департамента сельского хозяйства штата Колорадо скажет, что Аллен не нарушил никаких правил. Эта категория подразумевает использование «технологии как части творческого или презентационного процесса». Цифровые фильтры, инструменты для изменения цвета и «комбинирование изображений» разрешены.
По словам пресс-секретаря департамента Ольги Робак, никто не подавал официальной жалобы на результат, в отличие от конкурса по стрижке коз. Робак изучала историю искусств и находит возникший спор увлекательным. «Люди вешали бананы на стену и называли это искусством, — говорит она. — Долгое время даже фотографию не считали видом искусства; люди говорили, что это просто нажатие кнопки, а теперь мы понимаем, что речь идет о композиции, цвете, свете. Кто мы такие, чтобы говорить, что ИИ не тоже самое?».
Не спрашивайте, считается ли банан на скотче произведением искусства. Лучше спросите, не испортился ли он.
25-летняя секретарша Джессика Хейр, занявшая третье место в конкурсе, сказала, что не считает поступок Аллена нечестным и не испытывает обиды по поводу его победы.
По словам Хейр, над работой «Судья, Присяжный, Палач», на которой изображен скелет в смокинге на золотом троне в окружении черепов, она корпела 15 часов со стилусом на iPad Pro. Но работа Аллена тоже потребовала времени, усилий и субъективного суждения. «Как мы определяем, что искусство, а что нет?» — спрашивает она.
Однако она задалась вопросом, не нарушило ли это правила ярмарки, согласно которым все произведения искусства следует делать жителями Колорадо. Соответствует ли ИИ, где бы он ни существовал, этим требованиям? Судья конкурса Маккинли понимает разочарование некоторых художников, чувствующих себя отвергнутыми в своем ремесле, и считает, что фестивалю следует рассмотреть категорию, посвященную искусству ИИ. По ее мнению, такие технологии открывают новый мир возможностей для художников — их лучше принять, ведь они не исчезнут.
«Это не отнимет у вас прекрасную картину или скульптуру, к которым можно прикоснуться, — говорит она. — Это лишь еще один инструмент для расширения возможностей».
Художник Грегори Блок не участвовал в конкурсе, но сказал, что ему трудно представить генератор искусственного интеллекта, заменяющий сотни часов — а также «сердце, душу, кровь, пот и слезы», — которые он вкладывает в свое искусство. Но также он вспоминает вдохновивших его художников, которые в 1800-х годах использовали примитивные устройства, такие как камера люцида, для создания своих работ. «Это тоже считалось мошенничеством, — говорит Блок. — И все же они использовали его для создания невероятных картин: анатомически правильные фигуры, красивое мягкое освещение. Такие технологические шаги — неотъемлемая часть искусства. Иначе мы бы до сих пор делали наскальные рисунки, используя только руки и кровь».
По его словам, ИИ придает искусству таинственную красоту, которая становится особенной, потому что ее трудно понять. Но «душа, которую любой из нас находит в произведении искусства, эмоции, человеческая борьба, с которой мы отождествляем себя в искусстве — это всегда наша собственная душа».
«Само произведение искусства не обязательно создается человеческой душой. Она нужна нам, чтобы видеть и реагировать, — говорит Блок. — Мы, зрители, и есть главные художники. Именно мы создаем мир, который проникает через глаза. Этот мир в нашем сознании».