Сгенерированный бум: как в техномраке появился новый свет

Сгенерированный бум: как в техномраке появился новый свет

Журналисты NYT Эрин Гриффит и Кейд Мец рассказывают о новой золотой лихорадке, вызванной технологией генеративного ИИ

Будущее
"Мона Лиза и девушка с жемчужной сережкой" (изображение сгенерировано ИИ, автор Guilhem Vellut/Flickr)

В конце 2022 года OpenAI, лаборатория искусственного интеллекта из Сан-Франциско, выпустила ChatGPT – чат-бот, отвечающий на вопросы в ясной и лаконичной форме. Этот инструмент на основе искусственного интеллекта вызвал просто сенсацию: более миллиона человек использовали его для создания чего угодно – от стихов до школьных рефератов и переделок текстов Queen.

Сейчас OpenAI в эпицентре новой золотой лихорадки.

Лаборатория, ведущая переговоры о продаже своих акций, оценивается, по словам двух источников, знакомых с деталями сделки, примерно в 29 млрд долларов, что более чем вдвое превышает ее стоимость в 2021 году. Продажа акций OpenAI пройдет в рамках так называемого тендерного предложения, и, по данным тех же источников, размер сделки в зависимости от количества сотрудников, согласных продать свои акции, может составить 300 млн долларов. Переговоры о дополнительном финансировании лаборатория ведет и с компанией Microsoft, в 2019 году инвестировавшей в нее 1 млрд долларов.

Шумиха вокруг OpenAI показывает, что даже в период самого тяжелого за последнее время технологического спада машина по заключению сделок в Силиконовой долине всё еще работает. После бесславного года, полного массовых увольнений сотрудников и сокращения рабочих мест, техноинвесторы – оптимисты по своей природе – жаждут оседлать новый горячий тренд.

Из всех областей генеративный искусственный интеллект (технология, способная в ответ на короткие подсказки создавать тексты, изображения, звуки и т.п.) вызвал наибольший ажиотаж. Об искусственном интеллекте инвесторы, эксперты и журналисты говорили годами, но его новое поколение – результат более чем десятилетних исследований – представляет собой более мощную и зрелую разновидность ИИ.

Данный тип искусственного интеллекта обещает переизобрести всё – от онлайн-поисковиков, подобных Google, до фото- и графических редакторов, таких как Photoshop, и цифровых помощников вроде Alexa и Siri. В конечном итоге, он способен обеспечить новый способ взаимодействия практически с любым софтом, позволяя людям общаться с компьютерами и прочими устройствами, как с человеком.

Это привело к тому, что заключение сделок с компаниями, занимающимися генеративным искусственным интеллектом, резко ускорилось. Основанный в 2021 году стартап Jasper, оценивающийся в 1,5 млрд долларов, смог привлечь в октябре прошлого года 125 млн долларов. Основанная в 2020-м и специализирующаяся на создании изображений, компания Stability AI с рыночной стоимостью в 1 млрд долларов привлекла 101 млн. Интереса инвесторов не лишены и небольшие компании, занимающиеся генеративным ИИ, в том числе Character.AI, Replika и You.com.

В 2022 году в подобные компании, по данным портала PitchBook, отслеживающего отраслевую финансовую активность, инвесторы вложили не менее 1,37 млрд долларов, заключив 78 сделок. Это практически столько же, сколько было ими вложено за все предыдущие пять лет.

О рыночной стоимости OpenAI в 29 млрд долларов ранее сообщало издание The Wall Street Journal. Но поскольку лаборатория создавалась как некоммерческая организация, точно оценить ее стоимость затруднительно. По информации источников издания, переговоры о покупке ее акций через тендерное предложение ведут венчурные компании Thrive Capital и Founders Fund. Однако никто из участников переговоров комментариев по поводу предполагаемых инвестиций не дал.

Разработкой генеративного ИИ компании – и техногиганты вроде Google и Meta (деятельность организации запрещена в России), и амбициозные стартапы, подобные OpenAI, – занимались в течение многих лет. Но привлекла внимание широкой аудитории эта технология только прошлой весной, когда OpenAI представила систему DALL-E , позволяющую пользователям создавать фотореалистичные изображения с помощью описания того, что они хотели бы видеть.

Это вдохновило предпринимателей погрузиться в новые идеи, а инвесторов громко заявить о прорыве. Их энтузиазм достиг новых высот в декабре после того, как OpenAI выпустила ChatGPT, и фанаты подхватили эту технологию для создания любовных посланий и бизнес-планов.

«Это новый “мобильный” сдвиг парадигмы, которого мы все ждали, – говорит Нико Бонацос, инвестор венчурной компании General Catalyst. – А, возможно, и нечто большее».

Инвесторы Sequoia Capital написали, что генеративный ИИ «способен создавать триллионы долларов экономической ценности». А Лонн Джаффе, инвестор Insight Partners, отметил, что «в этом определенно что-то есть, что напоминает появление Интернета».

Однако Google и другие техногиганты неохотно производят генеративные технологии для широкой аудитории. Причина в том, что эти системы часто создают токсичный контент, в том числе ложную информацию, ненавистнические высказывания и предвзятые образы женщин и людей с небелым цветом кожи. Но молодые небольшие компании, подобные OpenAI, менее обеспокоены необходимостью защиты устоявшегося корпоративного бренда и потому с большей готовностью распространяют эту технологию публично.

Способы создания генеративного ИИ хорошо известны и находятся в свободном доступе благодаря научным исследованиям и софту с открытым исходным кодом. У Google и OpenAI есть преимущества в том, что им доступны большие деньги и большие вычислительные мощности, являющиеся для технологии строительными блоками.

Однако в последние месяцы многие ведущие исследователи ИИ из Google, OpenAI и других передовых лабораторий начали создавать собственные стартапы в этой области и получили крупнейшие раунды финансирования. Ажиотаж вокруг ChatGPT и DALL-E побудил венчурных инвесторов искать для вложения всё больше молодых компаний.

Сейчас над генеративным ИИ работают, по данным одной венчурной фирмы, более 450 стартапов. И это помешательство усугубляется стремлением инвесторов найти среди унылого ландшафта новую стоящую вещь.

По словам Майкла Демпси из венчурной фирмы Compound, технологический кризис, звеньями которого в прошлом году стали криптовалютный крах, падение акций и увольнения во многих компаниях, поставил инвестиции на паузу.

А затем, говорит он, всех взбудоражил ИИ: «Людям нужно что-то, чтобы искренне сказать своим инвесторам или самим себе – кое-что воодушевляющее еще есть».

Однако некоторые эксперты опасаются, что ажиотаж вокруг генеративного ИИ опережает реальность. Эта технология подняла сложные этические вопросы о том, как она способна повлиять на авторские права и нужно ли компаниям получать разрешение на использование данных, на которых обучаются их алгоритмы. Другие полагают, что крупные технокомпании, подобные Google, быстро вытеснят «молодых выскочек», и что немногие из новых компаний имеют какое-либо конкурентное преимущество.

«Есть много команд, которые позиционируют себя как специалистов по искусственному интеллекту, но не обладают компетенциями в этой области», – отмечает Демпси.

Тем не менее, подобные опасения не снизили нарастающего возбуждения, особенно после вечеринки Stability AI в честь привлеченных в октябре 101 млн инвестиций.

Это помогло стартапу профинансировать проект софта с открытым исходным кодом, создавший технологию генерации изображений, которая работает так же, как DALL-E. Но с той разницей, что OpenAI предоставила DALL-E лишь небольшому числу тестировщиков, а версия Stability AI с открытым исходным кодом – Stable Diffusion – доступна всем. И люди быстро освоили этот инструмент для воплощения любых фотореалистичных изображений – от средневекового рыцаря, плачущего под дождем, до Диснейленда, нарисованного Ван Гогом.

О последовавшем за этим буме рассказала в своем интервью основатель и исполнительный директор стартапа чат-ботов Replika Евгения Куйда. По ее словам, с предложениями ей позвонила «каждая венчурная фирма из Силиконовой долины» (их более 30). Однако от дополнительного финансирования Куйда отказалась, потому что основанная ею в 2014 году компания и так высокодоходна.

«Я чувствую себя человеком, прибывшим в аэропорт за неделю до рейса, на который теперь идет посадка», – говорит она.

Венчурных инвесторов заинтересовала и Character.AI (еще одна компания, создающая чат-ботов), а также You.com, добавившая технологию чата в свою поисковую систему.

Предприниматель Шариф Шамим, в августе представивший базу данных Lexica с возможностью поиска изображений, созданных Stable Diffusion, говорит, что его инструмент быстро набрал миллион пользователей, а это признак того, что на него стоит переключить внимание. За несколько недель он собрал для финансирования проекта 5 млн долларов.

Шамим сравнивает ситуацию вокруг генеративного ИИ с появлением iPhone и мобильных приложений: «Это похоже на одну из тех редких возможностей».

С начала бума, по словам Лонна Джаффе из Insight Partners, его фирма призывает большинство своих портфельных компаний включить в собственные предложения технологию генеративного ИИ. «Трудно представить себе компанию, которая не могла бы каким-либо образом его использовать», – говорит он.

Radical Ventures, венчурная фирма из Торонто – одного из мировых центров исследования ИИ – была создана пять лет назад специально для инвестиций в такого рода технологии. Недавно она открыла новую линию финансирования в размере 550 млн долларов, ориентированную на искусственный интеллект, и более половины средств было инвестировано в компании, занимающиеся генеративным ИИ. А сегодня эта ставка выглядит просто отличной.

«Четыре с половиной года люди думали, что мы сумасшедшие, – говорит Джордан Джейкобс, партнер Radical. – Последние шесть месяцев они думают, что мы гении».

Источник

Свежие материалы