Бесконечное «сейчас»: чем плох краткосрочный подход
Футуролог Ари Уоллак объясняет, что неспособность заглянуть далеко в будущее коренится в первобытных инстинктах и поощряется стремительным развитием технологий. Как мы можем с этим бороться?
Образ жизниБудучи консультантом крупнейших организаций, я работал с людьми и говорил: «Давайте поговорим о вашем будущем», а они отвечали: «Отлично, я готов заглянуть далеко вперед, например, даже на восемь месяцев вперед!» Не думайте, что эти люди — исключение, копните чуть глубже, и вы поймете, что такой ответ — обычное дело. Это вовсе не плохие или глупые люди. Они просто люди, живущие в системе, которая поощряет краткосрочный подход: стремление к быстрым решениям и вознаграждениям.
В краткосрочном подходе виновны мы все. Допустим, вы хотите купить дом. Риэлтор показывает вам новый комплекс, где строительство ведется на высоком уровне, а школы в районе просто замечательные. Вас покоряет большой двор и величественное крыльцо, и вы радуетесь, что можете себе это позволить. Заявка одобрена, и вы въезжаете в новый дом. А через несколько лет случается сильный шторм, и ваш дом оказывается под угрозой затопления. Вы бросаете как можно больше мешков с песком на пути поднимающейся воды. Но это не поможет решить более глубокую проблему, которая заключается в том, что ваш дом построен в пойме реки (почему вообще было разрешено строить там?), или что глобальное потепление подвергает этот дом риску не только сегодня, но и в течение следующего сезона — нет, десятилетий — бурь. Тем не менее мешки с песком работают, ваш дом спасен, и вы забываете о проблеме до следующей непогоды. Я называю это стратегией мешков с песком, и люди, включая меня, используют ее повсеместно. («Гидеон, если хочешь десерт, доедай брокколи», «Эй, госпожа генеральный директор, выкупите эти акции, чтобы повысить их цену. Ваша премия вырастет, неважно, что это означает для долгосрочных инвестиций!»)
Этот сценарий подчеркивает многослойность краткосрочного подхода, работающего против нас. Блоки, с которыми мы сталкиваемся, возникают на неврологическом уровне («Я буду счастлив, если буду жить в этом блестящем, красивом доме!»), на уровне общества («Будучи взрослым, я действительно должен иметь свой дом») и на уровне систем, которые мы создали вокруг себя («Школы в этом районе отличные, поэтому если я куплю здесь дом, мой ребенок будет получать более высокие баллы»). Но на протяжении всего этого процесса покупки и сохранения дома вы не осознавали всего, что происходило глубже. Фактически, где-то между 80 и 95 процентами наших решений происходит именно так, и мы должны признать эту истину, прежде чем сможем сделать что-то еще. Тем не менее сиюминутность решений — эта не та модная проблема, к которой приковано общественное внимание. Нет маршей за прекращение краткосрочности или браслетов, демонстрирующих вашу солидарность с долгосрочными решениями. Ни одна знаменитость не возьмет эту проблему в свои руки, потому что все мы виновны в ней в той или иной форме, и никто не хочет, чтобы его назвали лицемером. Но, как мы увидим далее, нам не нужно быть совершенством во всех отношениях, чтобы признать краткосрочный подход и начать строить лучшее будущее. Как бы мы ни были несовершенны, мы все равно можем бороться за то, чтобы стать лучшими людьми и создать лучшее общество.
Краткосрочное мышление
Есть причина, по которой мы часто мыслим краткосрочно. Несмотря на то, что мы живем в эпоху «человек наследуют землю и будет властвовать над природой», все мы — все до единого — по сути, очень развитые обезьяны. Это означает, что на пути перехода от краткосрочного к долгосрочному мышлению и действиям перед нами стоят биологические препятствия. Понимание этого поможет осознать некоторые из наших инстинктов, а также то, на что мы способны, когда перерастем эти древние привычки и начнем культивировать новые мыслительные процессы.
На определенном уровне краткосрочность — это хорошо, это реакция, необходимая нашим предкам охотникам-собирателям для выживания. Если тридцать тысяч лет назад вы бы шли по дороге и увидели ягодный куст, вы не просто съели бы пару штук и решили, что со временем найдете больше. Вы съели бы все, что могло поместиться в желудке, потому что на инстинктивном уровне вы бы понимали, что нужно немедленно воспользоваться тем, что перед вами.
Так что сиюминутный подход — это не абсолютное зло. Проблемы возникают, когда мы начинаем выстраивать структуры стимулов так, что продолжаем жить краткосрочной жизнью за счет нашего будущего и — что, возможно, наиболее важно — за счет будущих поколений. Проблемы растут, поскольку внешние стимулы, как приливная волна, усиливают краткосрочные импульсы. Вспомните, отличительной чертой периодов хаоса является разрушение систем, и когда мы действительно чувствуем, что все вышло из-под контроля, мы ищем немедленной безопасности. Мы хотим чувствовать себя стабильно. Поэтому ищем любые сверхкраткосрочные решения, которые обеспечат нам это. Мы убегаем от тигра, вместо того чтобы остановиться и прочитать книгу «Что делать, когда за нами гонится тигр». Те самые импульсы, что заставляли нас хватать ягоды в Серенгети тысячи лет назад, управляют каждым нашим решением.
Тенденции краткосрочного мышления усиливаются не только потому, что мы находимся в периоде большого прилива, но и потому, что мы застряли в бесконечной гонке по кругу презентизма. Так получилось, что я дружу и соседствую с Дугласом Рашкоффом, который пишет об этом явлении — среди прочих тем — для заработка. В то время как большинство соседей сидят и выравнивают газоны, мы с Дугласом сидим и размышляем о том, переживет ли цивилизацию бассейн с пластиковыми бортиками, который мы построили для наших детей во время лета пандемии, и не ускорит ли покупка бассейна этот конец. «Презентизм, — часто говорит Дуглас, — это то, что приходит после футуризма. Если раньше мы провели столетие или более, устремляясь в будущее, зависимые от роста и размышляя о том, что может быть дальше, то сейчас мы живем в эпоху, которая делает упор на настоящее. Здесь и сейчас». Он имеет в виду не буддийское понимание «здесь и сейчас», а скорее версию Зеркального Зала, где все происходит сразу и сейчас, и где нет ни истории, ни будущего. И еще более коварно то, как презентизм лишает нас способности по-настоящему представить себе другой мир, другое завтра. Когда нет ни прошлого, ни будущего, а есть только «сейчас», мы становимся самодовольными и принимаем то, что есть, и теряем способность задавать вопрос: «А что мы можем сделать?».
Отличный способ представить себе это, любезно предоставленный Дугласом, — это сравнение аналоговых часов с цифровыми. Если у вас есть аналоговые часы, посмотрите на них. Вы видите, что перед вами целый день. Вы видите соотношение шести и девяти. Вы видите, как тикают секунды, продвигая вас вперед во времени миллиметр за миллиметром. Но с цифровыми часами вы видите только точное время, которое есть сейчас. Оно не является частью чего-то большего, оно просто есть. Проблема, конечно же, в том, что это просто ужасно. Представьте себе все то, что мы не видим, когда все находится прямо перед нами. Когда мы не видим, что на самом деле являемся лишь частичками в грандиозной схеме времени.
Быстрые темпы развития технологий, особенно когда они не связаны этикой, усугубляют презентизм, усиливая тенденции краткосрочного мышления. Возьмем, к примеру, школу и выставление оценок. Когда я был ребенком, мой табель успеваемости приходил по почте два раза в год, что приводило к разговору с родителями о школе и, возможно, праздничному ужину в пиццерии Sorrento’s Pizzeria. Мои родители ничего не знали о моих ежедневных заданиях или оценках за контрольные работы, но они знали, что я достаточно умный ребенок, который найдет свой путь, и уделяли основное внимание тому, чтобы воспитать из меня хорошего человека.
Теперь благодаря таким приложениям, как Grade Tracker, я не единственный родитель, который получает уведомления о том, что его ребенок не сдал домашнее задание по испанскому языку. Ученики тоже могут видеть, как меняется их оценка в лучшую или худшую сторону в режиме реального времени. Это воплощение цифровых часов, и оно меняет уравнение с большой картины, долгосрочных вопросов (воспитываю ли я хорошего человека?) на мгновенную реакцию (почему мой ребенок не справился с контрольной по математике?).
Подумайте также об опыте детей, скажем, возраста как мои дочери, Руби и Элиана, которые не только получают оценки в режиме реального времени, но и получают социальное одобрение таким образом. Мы все видели подростков, приклеенных к своим телефонам, ожидающих следующего «дзинь», которое сообщит им, что они были отмечены на чьей-то фотографии или что кто-то поставил «лайк» их последнему сообщению. Что это делает с их мозгом и качеством их мыслей и чувств? Если представить себе мозг в виде прожектора, то этот прожектор смотрит только на три-четыре фута вокруг. Есть старая индуистская притча, которую вы, возможно, слышали, о мистике, ищущем свой ключ на земле. Когда кто-то останавливается, чтобы помочь ему в поисках, этот человек спрашивает, где именно он его обронил. «В моем доме», — отвечает мистик. «Тогда почему ты ищешь здесь?» — спрашивает помощник. Тогда мистик объясняет: «Здесь больше света».